На правах рекламы

KMF: Мы поддерживали женский бизнес, когда это ещё не было трендом

9221

Как изменились подходы и достижения предпринимательниц за двадцать пять лет

Финалистки премии KMF Isker Hanymy 2021
Финалистки премии KMF Isker Hanymy 2022
ФОТО: архив пресс-службы

Хозяйка контейнера на рынке, швея-надомница или мастер маникюра — эти сферы женского предпринимательства давно уже не самые популярные. Умело пользуясь льготами, банковскими займами и микрофинансированием, а также активно обучаясь, казахстанские бизнесвумен сегодня осваивают даже традиционно мужские ниши.

- Наши клиентки активно реализовывают себя в «неженских» сферах – это автобизнес, сельское хозяйство, типографское дело, - подтверждает заместитель председателя правления KMF Карлыгаш Райханова. - Кроме того, женщины активно вовлечены в социальное предпринимательство. Они открывают детские сады, центры развития, школы, дома для пожилых людей. Чаще всего, именно женщины создают рабочие места для людей с инвалидностью.

Для поддержки женского бизнеса у KMF есть несколько программ, причем это далеко не только предоставление финансирования.

- У нас есть ряд нефинансовых проектов. Эксперты KMF и KMF-Демеу регулярно проводят обучающие тренинги по ведению бизнеса, в том числе для женщин, при этом наши тренеры сами приезжают в регионы. Обучение абсолютно бесплатно и охватывает не только наших клиентов, - отмечает зампред компании. - Нам важно, чтобы предприниматели качественно росли в своем деле, развивались сами, создавали рабочие места и масштабировали свой бизнес.

Еще один пример — агрофорумы, которые KMF совместно с фондом «KMF-Демеу» уже два года проводят на юге страны.

- Мы привозим экспертов, которые рассказывают о трендах, новых технологиях и консультируют аграриев. Для нас обучение, консультации по повышению финансовой грамотности и бизнес-образование - одни из ключевых направлений, которые мы намерены и дальше активно развивать, — заверяет Карлыгаш Райханова.

Карлыгаш Райханова
Карлыгаш Райханова
Фото: KMF

У KMF сельское хозяйство — в целом одна из приоритетных отраслей, да и основная доля женщин из числа клиентов МФО — свыше 60% — ведет свой бизнес именно в сельской местности. Помимо торговли, общепита и услуг, женщины все чаще открывают более крупные предприятия в производстве, животноводстве, растениеводстве. Причем в сельском хозяйстве чаще всего они возглавляют семейный бизнес.

Больше 20 лет компания финансирует аграриев, в том числе на беззалоговой основе — сфера, где мало кто готов работать: риски немаленькие, а залог у фермеров — редкость.

- При этом наш риск портфель один из самых сбалансированных на рынке. Это говорит о том, что, во-первых, наша методология оценки правильно разработана и, во-вторых, что клиенты из аграрного сектора поддерживают платежную дисциплину. А практика показывает, что у женщин эта дисциплина значительно выше мужской, — расставляет акценты собеседница.

Женское предпринимательство KMF поддерживает со дня своего основания – с 1997 года.

- В то время мало кто финансировал женский бизнес, мы были почти первопроходцами, — вспоминает Карлыгаш Райханова.

В 2018 году KMF поддержала инициативу международной структуры ООН-Женщины, подписав «Принципы расширения прав и возможностей женщин. Бизнес означает равноправие». В этом же году была разработана программа поддержки женского предпринимательства.

- Это побудило нас на создание новых проектов, один из них – «Женское кафе». Это новый формат общения предпринимательниц, где они могут не только обменяться опытом, но и пообщаться с экспертами в сфере бизнеса и экономики, поделиться своими проблемами и получить ответы на вопросы, — подключается к разговору Асель Шегебаева, генеральный директор «KMF-Демеу».

Фонд «KMF-Демеу», который входит в группу компаний KMF, занимается нефинансовой поддержкой бизнеса и населения: обучением, ивентами, нетворкингом, благотворительными проектами. Например, проект «МамаПро» предоставляет поддержку женщинам, у которых есть дети с особенностями физического или ментального развития.

В разные годы «KMF-Демеу» также организовывал конференции для женщин-предпринимателей: «Бизнес с женским лицом», «Женщина и бизнес», «Қанатты әйелдер». Партнером девятой по счету конференции выступил Европейский банк реконструкции и развития. В итоге всё это трансформировалось в масштабный проект Isker Hanymy: комплекс обучающих курсов, мероприятий по обмену опытом, бесплатных тренингов и многого другого.

Логичным продолжением проекта стала премия KMF Isker Hanymy, которая в 2023 году будет вручаться уже третий раз.

- Задолго до возникновения идеи премии, начиная с 2006 года, мы проводили ежегодную конференцию для женщин-предпринимательниц. Со временем мы решили не просто собирать женщин-предпринимательниц, но и поощрять их успехи и достижения, — рассказывает историю конкурса Асель Шегебаева.

Асель Шегебаева
Асель Шегебаева
Фото: «KMF-Демеу»

В KMF сначала изучили опыт зарубежья – Таджикистана, Турции и других, которые уже проводили такие мероприятия. Потом обратились к международным консультантам и совместно с ними разработали концепцию конкурса. Первые премии среди клиенток KMF были вручены в 2021 году.

- Основное отличие премии заключается в том, что она учреждена для участниц микробизнеса, в то время как подобные конкурсы чаще всего проводят для малого и среднего бизнеса, которые несравнимы с оборотами микропредпринимателя, — подчеркивает глава фонда.

Цель премии – поощрение женщин-предпринимателей, лучших в своих отраслях, а также привлечение внимания к развитию женского предпринимательства в целом и повышение лояльности к KMF среди новых клиентов. Призовой фонд составляет более 7 млн тенге. Победитель получает главный приз — сертификат на 1 млн тенге. Премии по 500 тыс. тенге получают номинанты категорий «За вклад в развитие бизнеса», «За вклад в развитие агробизнеса», «За вклад в развитие МСБ», «Социальный бизнес». Такая же сумма предусмотрена для специального приза жюри.

- Примерные затраты на подготовку такого мероприятия – от 40 млн тенге, — делится цифрами Асель Шегебаева. — Львиная доля расходов уходит на логистику: покупку билетов, размещение в гостинице, питание – все расходы мы берем на себя. Также полностью осуществляем организацию торжественной части, шоу-программы и гала-ужина. И обязательные активности для гостей. Например, в 2021 году мы вывозили участниц премии на Шымбулак, в 2022 году – организовывали масштабный нетворкинг. Этот год также не будет исключением. Готовим для наших гостей интересную и обширную двухдневную программу.

Участниками конкурса могут стать предпринимательницы — действующие клиентки KMF из числа тех, кто успел погасить три кредита. Шансы на победу имеют те, кто создал успешный бизнес, увеличил прибыль и создал рабочие места. В 2023 году на конкурс KMF Isker Hanymy поступили более 1700 заявок из 15 регионов Казахстана. В основном участницы – это жительницы регионов и сельской местности. Торжественная церемония награждения пройдет в октябре.

Конкурс проводится не первый год, и организаторы могут рассказать о наиболее ярких участницах.

- Я помню каждую из них! Горжусь каждой из наших участниц! У каждой героини - своя точка «А», то с чего она начинала, но то, к чему они в итоге приходят, – не может не вдохновлять, - с воодушевлением рассказывает глава «KMF-Демеу». - Например, одна из победительниц первого года — Бейсенкул Ералиева из Шиели. Уже 17 лет она выращивает и перерабатывает рис. В 2006 году это стало возможным благодаря финансовой поддержке KMF, а в 2021 году Бейсенкул приняла участие в конкурсе KMF Isker Hanymy и получила награду в номинации «За вклад в развитие сельского хозяйства». Бейсенкуль прошла долгий путь – от продавца на рынке до рисоперерабатывающего производства. Нашла себя в совершенно, казалось бы, неженской сфере и преуспела! Как это может не вдохновлять?

По мнению организаторов, премия полностью оправдывает ту идею, которую в нее вкладывали, — популяризация, поддержка и развитие женского микропредпринимательства в Казахстане.

- Мы создали и успешно реализовываем эффективный проект по вовлечению женщин в экономику, бизнес-образование, выходы на ниши и рынки, поиск современных бизнес-инструментов, цифровизацию и многое другое, — подводит итог Асель Шегебаева. — Мы следим за развитием наших участниц, да и сами они часто пишут нам, делятся своим успехами. Могу с гордостью сказать, что мы растем и меняем форматы бизнеса вместе. Благодаря премии у наших победительниц, и не только, появляются новые векторы развития, новые проекты и бизнес-направления. История премии KMF Isker Hanymy объединяет уже более 10 тысяч женщин-предпринимателей во многих регионах страны, и я надеюсь, что эта цифра будет расти!

Лицензия на осуществление микрофинансовой деятельности № 02.21.0003.M, выдана Агентством Республики Казахстан по регулированию и развитию финансовых рынков.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить