Почему собственникам бизнеса нужно расширять кругозор?

15533

На вопрос отвечает персональный бизнес-консультант Айдар Баймахан

Айдар Баймахан
Айдар Баймахан
Фото: архив пресс-службы

36-летний алматинский предприниматель Айдар Баймахан рос в семье учёных, родители - известные в стране математики. Все детство он думал о том, чтобы пойти по их стопам и изучать науку. Окончив школу, он смог поступить на грант в КазНУ на механико-математический факультет, однако в последний момент отказался - заинтересовал бизнес. «Когда распался Советский Союз, моя мама была вынуждена заняться предпринимательством. Я увидел, как это увлекательно, какие возможности это открывает», - вспоминает он. Поступив в KIMEP по направлению «Финансы», Айдар убедился, что не прогадал с выбором - уже к четвертому курсу он выиграл грант от известной консалтинговой компании «большой четверки» PricewaterhouseCoopers, где в дальнейшем и работал на протяжении семи лет.

«Пять лет аудита, два года - консалтинга. Я работал с крупными клиентами: нефтяными и горно-металлургическими компаниями. Мы занимались оценкой бизнеса, проверкой его благонадежности, проверяли все финансы, занимались оценкой слияний и поглощений», - рассказывает он. После работы в консалтинговой компании Айдар решил продолжить обучение и поступил в магистратуру Эдинбургской бизнес-школы по направлению «Финансы и инвестиции», чтобы связать свою будущую жизнь с финансами. За плечами Айдара - более 16 лет опыта работы в корпоративном секторе: он управлял активами в отечественных инвестиционных фондах и занимался операционной деятельностью в фармацевтических компаниях Polpharma и Santo. Также он является сертифицированным финансистом АССА (член британской ассоциации финансистов).

При этом собственное дело Айдар Баймахан решился открыть только в прошлом году. Все из-за того, что увидел пробелы на рынке отечественного бизнес-образования. Сегодня он занимается персональным консалтингом и обучает собственников малого и среднего бизнеса правильному масштабированию и строительству эффективных команд.

Айдар, почему вы решили помогать предпринимателям?

- Знаете, последние несколько лет я жил в режиме, где работа занимала большую часть моего времени. Я прошел все ступени, от кризис-менеджмента до «операционки», писал и реализовывал стратегии развития компаниям. В прошлом году я понял, что все это время занимался развитием чужих планов и стратегий, а не своих. Внутренний будильник изменений громко звенел, я решил, что нужно что-то свое, поскольку на практике мне уже удалось добиться значимых результатов. Теперь я посвятил себя «траблшутингу», то есть стараюсь решить проблемы собственников бизнеса, считаю это своей миссией.

Как это происходит? Ко мне обращается предприниматель с определенной проблемой, моя же задача - найти корень проблемы в бизнесе, дать решение и довести всё до достижения конечной цели. Я работаю исключительно с собственниками бизнеса по своей методике управления бизнесом, применяя подход коучинга и ведя трекинг внедрения инструментов управления. Работу же проводит сам предприниматель. К сожалению, подход, когда консультанты сами все внедряли, уже не работает, так как быстрые изменения на рынке требуют частых изменений в бизнес-процессах, а значит, важно не только выстроить их, но уметь управлять изменениями.

Основное, с чем ко мне обращаются в последние месяцы, - есть доходы, но нет прибыли. Значит, есть большая неэффективность – ее я и нахожу. Также обращаются в том случае, когда идет активный рост бизнеса, но нет понимания, как управлять масштабированием.

Получается, к вам приходят с проблемами?

- Нет, не только. Я уже который год наблюдаю, какой голод испытывает наша страна по части образования для предпринимателей. Много курсов, различных программ менторства и «запусков», а толковых практических знаний по-прежнему - дефицит. Много людей хотят сегодня разобраться лучше в финансах, в бизнес-моделировании, в планировании. Отсутствие компетенций и опыта - основная причина всех проблем. Из-за моей насмотренности мне легче диагностировать и понять точки роста прибыли. По крайней мере я прошел жесткую школу «большой четверки», где приходилось в год исследовать до 20 разных проектов. К примеру, мы работаем с участниками рейтинга «30 до 30» Арманом Юсуповым и Мейржаном Самалбеком. Это предприниматели с большим опытом, лидеры в своих нишах, но даже им требуется профессиональный взгляд со стороны, иначе бизнес не сможет расти и выходить на другие рынки, внедряя новые продукты.

Почему бизнесу в Казахстане сложно масштабироваться, какие вы наблюдаете основные проблемы?

- Во-первых, в Казахстане в целом уровень занятия предпринимательством на зачаточном уровне относительно развитых стран. Когда предприниматель с нуля, с уровня идеи развил бизнес до определенного большого масштаба - такие случаи начали появляться только в последние лет десять. До этого успехи крупного бизнеса были обусловлены «эпохой перемен»: большинство крупных предпринимателей, в том числе из списка Forbes, сделали свое состояние как раз в то время, в 90-е, о чем некоторые говорят вполне открыто. Многие бизнесмены нигде не учились, делали все по наитию, методом проб и ошибок.

Теперь же, когда мы часть глобальной рыночной экономики, чтобы конкурировать с другими игроками, надо уметь заниматься управлением. В развитых странах в 1990-х годах начали появляться бизнес-школы, там «препарируют» бизнес действительно на научном уровне.

Фото: ©

Науки бизнеса в Казахстане нет до сих пор, существующие бизнес-школы в Казахстане, тот же KIMEP, например, был ориентирован не на создание предпринимателей, а на создание управленцев, которые будут обслуживать международные компании, пришедшие в Казахстан в начале нулевых. Они готовили менеджеров для крупных международных корпораций. У нас нет никакой бизнес-школы, которая была бы направлена на то, чтобы обеспечивать знаниями и инструментами, навыками по управлению бизнесом для предпринимателей. Есть огромные пробелы, предприниматели не знают, как дальше управлять своим ростом. Например, Меиржан Самалбек с нуля создал бренд и бизнес, открыл 8 магазинов, а дальше наметил для себя задачи для роста. Таких примеров много, именно от этого и появился в стране спрос на инфобизнес. Потому что целый пласт предпринимателей испытывают жажду новых знаний.

Во-вторых, многим предпринимателям не хватает насмотренности. Как делают бизнес другие? Как они справляются с проблемами? Каким опытом компаний из развитых стран можно пользоваться? Мы с предпринимателями, которые обращаются ко мне, в прошлом году посетили США и Исландию. Я организовал им 20 бизнес-встреч, мы расширяли кругозор, смотрели, как устроены производства, как выстроены бизнес-процессы. Фактически это бизнес-экскурсия, которая помогает взглянуть на вещи по-другому.

Ну и, в-третьих, конечно, вера в себя. Многим предпринимателям не хватает банальной уверенности в своих решениях, да и ролевых моделей появилось не так много за время развития нашей страны. В какой-то момент нужно брать ситуацию в свои руки. Да, без риска не обойтись, но без этого никакого роста быть не может.

Чего вы хотите добиться в итоге?

- В ближайшие несколько лет я буду занят открытием собственной бизнес-школы, куда любой, даже начинающий предприниматель может прийти и получить ценные знания. Хочу создать сообщество людей с похожими ценностями, чтобы они развивались в обучающей среде. Я хочу не только помочь предпринимателям улучшить финансовую ситуацию, я хочу научить людей заниматься бизнесом в свое удовольствие.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить