Рекорд поставок зерна в Китай установил Казахстан в 2023 году

50592

Показатель увеличился почти на 50% по сравнению с предыдущим максимальным показателем

Фото: © Depositphotos.com/simazoran

Объем поставок сельхозпродукции по железной дороге в Китай из Казахстана в 2023 году составил 2 млн 226 тыс. тонн (против 615 тыс. тонн в 2022-м). Грузы - зерновые: пшеница, ячмень, соевые бобы, лен, семена подсолнечника. Это новый рекорд. Предыдущий максимальный показатель был зафиксирован в 2019 году - 1,2 млн тонн, пишет портал Eldala.kz. 

Достичь рекордных показателей отгрузки помогло несколько факторов. Во-первых, увеличение поставок маршрутами зерновозов, крытых вагонов и контейнерных поездов. Эта схема предполагает, что поезд в своем составе имеет только груз одного вида, отправляющийся одному получателю. Такой формат позволяет ускорить прохождение всех станций и быстро произвести разгрузку на месте.

Во-вторых, увеличению объемов помогло то, что, начиная с марта 2023 года, благодаря совместным усилиям КТЖ, операторов вагонов и отраслевых ассоциаций, была возобновлена отгрузка сельхозпродукции из Казахстана в КНР зерновозами. За неполный год таким образом было отгружено более 0,5 млн тонн грузов.

Конкуренция покупателей

Всего Казахстан экспортировал 9 млн тонн зерна в 2023-м против 8 млн тонн годом ранее. Плюс экспорт муки оказался аналогичен прошлогоднему - 2,2 млн тонн. Основным покупателем остался Узбекистан, который приобрел 4,5 млн тонн пшеницы и муки в зерновом эквиваленте.

Однако в целом структура казахстанского экспорта в прошлом сезоне стала более «здоровой». Дело в том, что в 2022 году на рынке сельхозкультур Казахстана остался, по сути дела, только один покупатель - Средняя Азия. Возможности экспорта в Китай отсутствовали по сохранявшимся карантинным ограничениям, а Иран с трудом проводил расчеты из-за санкций.

Это привело к искажению рыночной ситуации и дисбалансу цен. В 2023 году Китай вернулся в число покупателей, и это значительно улучшило ситуацию в торговле сельхозпродукцией.

- Казахстану важна возможность диверсификации поставок на внешние рынки, - отметил Евгений Карабанов, официальный представитель-эксперт Зернового союза Казахстана. - Если остается только одно направление сбыта, то покупатель получает возможность диктовать нам свои цены и условия. Плюс возникает дополнительная ненужная конкуренция внутри страны между поставщиками. То есть кто-то может идти на необоснованное снижение цены, чтобы быстрее реализовать свой товар. И все это мы в 2022 году постоянно видели. Сейчас такие факты тоже есть, но их меньше, поскольку появился дополнительный рынок сбыта - Китай. Причем это платежеспособный рынок, проблем с оплатой по китайским поставкам никогда нет.

При этом Китай - рынок огромный, и, к сожалению, пока Казахстан занимает на нем далеко не те позиции, какие мог бы. Цифры такие: за 2023 год Китай импортировал 12 млн тонн пшеницы. Из них Казахстан поставил лишь 400 тыс. тонн. То же самое по ячменю: Китай приобрел на внешних рынках 11 млн тонн за год, в том числе лишь 600 тыс. тонн - в Казахстане.

- Доля нашей страны на рынке КНР должна быть намного больше, - уверен Евгений Карабанов. - По ячменю для нас Китай сейчас - вообще основной рынок. Если раньше мы свой ячмень продавали в основном в Иран, то сейчас для нас возможности экспорта туда снизились. Так же и по пшенице мы могли бы нарастить долю хотя бы до 10% их импорта. То есть до 1-1,5 млн тонн в год.

Потенциал роста

Эксперты говорят о том, что инфраструктурные возможности двух пропускных пунктов железнодорожных стыков Достык - Алашанькоу и Алтынколь - Хоргос позволяют увеличить объем поставок и прийти к новому рекорду уже в 2024 году. Долгосрочные перспективы еще лучше, ведь сейчас идет строительство второй магистральной ветки на Достык, что позволит существенно увеличить объем поставок. Планируется, что введена она будет в течение ближайших двух-трех лет. Но и пока есть возможность наращивания экспорта на Китай как за счет увеличения числа составов, так и за счет оптимизации схемы отгрузки.

В частности, можно увеличивать число отправляемых составов зерновозов, которые при одинаковом числе вагонов имеют более чем двукратное преимущество в объеме в сравнении с контейнерными поездами.

А именно: если один состав из 45 вагонов-зерновозов вмещает 3 тыс. тонн грузов, то такой же состав из контейнерных платформ перевозит всего 1,3 тыс. тонн. Очевидно, что для рационального использования нынешней ограниченной пропускной способности железнодорожных магистралей необходимо увеличение поставок именно зерновозами.

Конечно, речь не идет об отмене контейнерных поездов, поскольку это два разных рынка. Контейнеры идут в основном во внутреннюю часть Китая. А зерновозы идут на терминал бондовой зоны Алашанькоу, где созданы все условия для приема сельхозпродукции из Казахстана. И вот в этой зоне есть возможности для увеличения приема поставок из РК.

Кстати, такая же зона есть в Хоргосе, и туда поставки также можно и нужно увеличивать.

По итогам нынешнего года цифры такие: через Достык - Алашанькоу прошло 1,6 млн тонн грузов, через Алтынколь - Хоргос только 623 тыс. тонн. Потенциал увеличения поставок через Хоргос - двукратный.

В целом эксперты говорят о том, что при существующей сейчас инфраструктуре КНР может через два стыка принимать до 5 млн тонн сельхозпродукции из Казахстана.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить