Южный Кавказ: валюты и возможности

Пока большинство инвесторов еще мыслят категориями валют стран «десятки», мировой рынок предлагает заманчивые возможности на Южном Кавказе: в Грузии, Армении и Азербайджане

Кавказ женщина рисует гору
Фото: © unsplash.com/Ilnur Kalimullin

Достаточно удаленные от остального мира и небольшие по размеру, они подвержены специфическим рискам по сравнению с более крупными по размеру странами, где инвестиции более чувствительны к изменениям в глобальной картине рисков. Регион всегда находился на стыке интересов империй, в частности Российской, Османской и Персидской. Для него характерны разнообразие культур и сложная геополитическая обстановка: вспомнить хотя бы конфликт между Арменией и Азербайджаном.

Азербайджан является крупнейшей экономикой Закавказья, в основном благодаря значительным запасам нефти и газа. Национальная валюта – азербайджанский манат (AZN). За последние годы экономика страны значительно укрепилась и диверсифицировалась за пределы энергетического сектора, увеличилось количество инвестиций в инфраструктуру, сельское хозяйство и туризм.

По сравнению с соседними государствами экономика Грузии довольно диверсифицирована. Существенную долю в ВВП занимают сельское хозяйство, туризм и промышленное производство. Валюта – лари (GEL). Грузия активно проводит реформы, которые нацелены на улучшение условий ведения бизнеса и привлечение иностранных инвестиций.

Экономика Армении меньше по размеру, чем у соседей. В стране разнообразная производственная база, в том числе горнодобывающая промышленность, сельское хозяйство и технологии. Нацвалюта – армянский драм (AMD). Перед Арменией стоят вызовы – к примеру, та же геополитическая напряженность, однако она проводит экономические реформы для стимулирования экономического роста и привлечения инвестиций.

Азербайджан – это самый большой и развитый валютный рынок в регионе. По имеющимся данным, местные банки не открывают счета нерезидентам. Грузия обладает довольно развитым валютным рынком, в частности служа региональным хабом для торговли и финансовых операций. Здесь разрешено открывать счета нерезидентам. Процентные ставки в национальной валюте составляют 9–10%. В Армении существует свой валютный рынок, хотя и не такой большой и развитый. Страна разрешает своим банкам открывать счета иностранным гражданам.

Два из крупнейших банков Грузии листингуются на западных фондовых биржах, в частности в Лондоне, Bank of Georgia (BGEO) и TBC Bank Group PLC (TBCG). Оба эмитента предлагают своим инвесторам привлекательную дивидендную доходность: TBCG – 6%, BGEO – 5,4%. Грузинские банки расширяют гео­графию своего присутствия в соседние страны, чем усиливают финансовый сектор страны и ее инвестиционную привлекательность. BGEO и TBCG в своей деятельности придерживаются абсолютно разных стратегий, однако цены на акции обоих финансовых институтов показывают, что «вылазки» в соседние страны положительно воспринимаются и инвесторами, и глобальными финансовыми рынками.

По данным Bloomberg, грузинские банки и цены на их акции показали лучшие результаты по сранению с публичными банками других стран. Так, за пять лет цена на акции TBC выросла на 124%, на акции Bank of Georgia – на 268%. Оба банка значительно опередили по своим результатам индекс FABANK (рост за пять лет – на 37%), в планах TBC – расширение в Узбекистан, крупную центрально­азиатскую экономику с населением 35 млн человек. Узбекистан начал активнее выстраивать рыночные отношения, а вместе с этим и развивать банковскую инфраструктуру. Сообщество аналитиков прогнозирует, что цена на покупку акций TBC в течение ближайших 12 месяцев составит GBP 39,22, что потенциально означает рост на 33% относительно текущих цен.

Bank of Georgia, помимо прочего, предлагает своим инвесторам коэффициент выплаты дивидендов в размере 40% в Грузии и 25% в Армении. Это значит, что в 2026 году BGEO вернет своим акционерам около GBP 200 млн, и эта сумма будет расти по мере роста доходов самой компании.

Несмотря на то что население Армении меньше, чем в той же Грузии, экономика этой страны растет практически теми же темпами, при этом банковский сектор намного более фрагментирован, что дает пространство для консолидации и экспансии рынка путем приобретений одних игроков другими, а также поможет устойчивому – и при этом органическому – приросту баланса. Рост реального ВВП Армении в 2024 году, как ожидается, составит 5,9%. Прогнозируется, что в 2025 и 2026 годах он составит 4,5 и 4,7% соответственно. Аналогичный показатель в Грузии на 2024 год ожидается на уровне 5,3%, а в 2025 и 2026 годах – 5,1 и 4,1% соответственно. Азербайджан – это богатая нефтью страна в нынешнем озабоченном вопросами ESG мире. В этом году рост реального ВВП ожидается на уровне 2,6% и столько же в 2025 и 2026 годах.

Америабанк – это крупнейший банк в Армении. 4 февраля 2024 года Америабанк был приобретен листингующимся на Лондонской фондовой бирже Bank of Georgia за $304 млн. По сообщениям Bank of Georgia, сделка будет финансироваться из избыточного капитала группы, поэтому дивидендная политика после покупки останется без изменений: выплате в качестве дивидендов будет подлежать 30–50% годовой прибыли финансового института. Продал ЗАО «Америабанк» Bank of Georgia Group PLC консорциум во главе с Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР). О сделке было объявлено 19 февраля 2024 года, все процедуры были завершены 2 апреля.

По оценкам инвестиционного сообщества и аналитиков, изучающих Bank of Georgia Group, цена на покупку акций компании составит GBP 62,60 в течение следующих 12 месяцев, что означает рост на 26,7% относительно текущего уровня.

Согласно данным Всемирного банка, годовой уровень дефляции в Армении по состоянию на апрель 2024 года составил 0,7%, тогда как инфляция относительно предыдущего месяца была зафиксирована на уровне 0,6%. Розничные банки в Армении выплачивают 9% вознаграждения по депозитам в национальной валюте. В этом смысле Армения – уникальная страна, которая может предложить интересные возможности на своем валютном рынке. Ведь во многих странах мира до сих пор действуют довольно низкие процентные ставки и присутствует инфляция. Студенты, изучающие экономику и валютные рынки, знают, что дефляция вкупе с высокими ставками вознаграждения по депозитам должна привести к росту внешней стоимости валюты. Именно поэтому армянский драм сегодня является шестой самой крепкой валютой в мире среди тех, что отслеживаются Bloomberg.

Популярное
Выбор редактора
Ошибка в тексте