Сможет ли атомная энергетика стать драйвером экономики Казахстана

При создании ядерной программы не нужно опираться на проектное мышление

АЭС «Бецнау» в Швейцарии
Фото: © Pixabay/ramboldheiner

Казахстан построил экономическую модель на основе природных ресурсов. При этом потенциал роста за счет продуктов с высокой добавленной стоимостью и технологий остается недоиспользованным. В ближайшее десятилетие конкурентоспособность и благосостояние страны будут зависеть от ее умения выйти за рамки сырьевой экономики и сформировать комплексные промышленные экосистемы.

Среди технологически продвинутых секторов с длительным циклом развития, способных обеспечить такой прогресс, особое место занимает гражданская атомная энергетика — не как отдельный разовый проект, а как стратегическая опора национального промышленного развития.

От отдельных проектов к национальной программе

Казахстан движется к строительству нескольких атомных электростанций. Первая будет построена под руководством «Росатома», а последующие блоки планируется реализовывать с использованием китайских технологий. Заявления правительства РК в 2025 году показали, что проект Hualong One (HPR-1000) Китайской национальной ядерной корпорации (CNNC) является наиболее вероятным выбором для второй и третьей АЭС. Это отражает как экономическую логику, так и более широкий геополитический баланс Казахстана.

Диверсификация поставщиков означает не только дополнительные возможности, но и повышенную ответственность. Это еще раз подтверждает, что Казахстан должен рассматривать развитие атомной энергетики не как ряд отдельных инвестиций, а как единую национальную программу, охватывающую политику, промышленность, человеческий капитал, управление безопасностью и региональное развитие.

Программный подход позволит государству сохранять стратегический контроль над всеми объектами и поставщиками, гарантируя, что каждый проект вносит вклад в долгосрочную экономическую ценность, а не развивается независимо в соответствии с внешними интересами.

Атомная энергетика как катализатор широкой промышленной трансформации

При правильном подходе атомная энергетика может стать основой для промышленного сотрудничества далеко за пределами энергетического сектора:

Развитие человеческого капитала

Полноценная атомная программа с несколькими поставщиками технологий требует тысяч высококвалифицированных инженеров, техников, специалистов по безопасности, менеджеров проектов и экспертов по регулированию. Инвестиции в образование и сертификации, изначально разработанные для атомной энергетики, могут существенно повысить качество рабочей силы во многих секторах, что даст долгосрочный положительный эффект.

Укрепление отечественной промышленности

Услуги в области строительства и логистики, производство строительных материалов и электротехники могут быть развиты в соответствии с ядерными стандартами. Это создаст долгосрочную промышленную экспертизу, которая будет релевантной и для других секторов, включая водородную энергетику, нефтехимию и производство передовых материалов.

Важно отметить, что цель по достижению 30-40% доли местного содержания становится более реалистичной, когда атомная программа координируется централизованно и не зависит от циклов закупок и предпочтений поставщиков.

Институциональная и нормативная зрелость

Современный регулирующий орган атомной энергетики, эффективные процедуры лицензирования, культура безопасности, готовность к чрезвычайным ситуациям и системы управления отходами приводят к системным улучшениям. Они укрепляют не только атомную отрасль, но и горнодобывающую, химическую, нефтеперерабатывающую промышленность и другие отрасли с высоким уровнем риска.

Региональное развитие и социальная стабильность

Крупные инфраструктурные проекты могут стать основой для роста экономики регионов и способны обеспечить долгосрочную занятость. При правильном планировании они способствуют сбалансированному региональному развитию, что является важным фактором с учетом демографических, социальных и географических реалий Казахстана.

Международное сотрудничество как стратегический ресурс

Привлечение нескольких партнеров — России для строительства первой АЭС, Китая для строительства следующей, а также западных субподрядчиков, отражает прагматичную стратегию Казахстана.

Даже в проектах, возглавляемых «Росатомом», европейские и американские производители регулярно поставляют высокотехнологичные компоненты, системы управления или инженерную поддержку. Аналогичная модель ожидаема и в китайских проектах — пусть и в более ограниченном объеме.

Подобное сотрудничество не происходит автоматически. Оно требует наличия структурированной национальной программы, включающей:

  • четкие правила интеграции поставщиков;
  • прозрачное управление;
  • надежную и комплексную экономическую оценку;
  • согласованность действий министерств и учреждений.

Без этого диверсификация поставщиков может привести к распылению промышленного потенциала, а не к его усилению.

Важность благоприятных условий

Атомная программа будет эффективна ровно настолько, насколько будут созданы благоприятные условия для ее реализации. Регулирующие органы, система образования, разрешительные процедуры для рабочей силы, готовность энергосистемы, структуры финансирования и общественная коммуникация должны развиваться совместно.

Каждый из элементов должен быть разработан с учетом двойного назначения: он должен быть ценным для атомной энергетики, но также полезным для других секторов. Это увеличивает долгосрочную экономическую отдачу и минимизирует зависимость от отдельных проектов.

Время действовать: окно возможностей быстро сужается

Казахстан стоит на стратегической развилке. Технологии обновляются, конкуренция усиливается, а сложность проектов растёт. Реальная стратегическая задача заключается в формировании ядерной программы, которая будет способствовать развитию страны на протяжении десятилетий.

Своевременная и дисциплинированная подготовка, основанная на общенациональном подходе, а не на проектном мышлении, определит, станет ли атомная энергетика фактором диверсификации промышленности и развития человеческого капитала или просто набором импортированных инфраструктурных активов.

Казахстан уже обладает необходимыми возможностями, чтобы превратить атомную энергетику в ключевой элемент промышленной стратегии страны и укрепить свою экономическую и технологическую устойчивость на десятилетия вперед.

Артур Бороц, директор KPMG Central and Eastern Europe

Милан Гарбиар, директор KPMG Central and Eastern Europe

Виталий Яковлев, партнер KPMG Caucasus and Central Asia

Тимур Сыздыков, партнер KPMG Caucasus and Central Asia

Болат Мынбаев, партнер KPMG Caucasus and Central Asia

Галым Аманжолов, директор KPMG Caucasus and Central Asia

Выбор редактора
Ошибка в тексте