Налоговый кодекс против дробления бизнеса

Для решения этой задачи разработчики казахстанского документа взяли за основу российскую модель

Калькулятор с красными кнопками, черная ручка, листы бумаги
Фото: © pixabay.com/Edar

На портале «Открытые НПА» опубликован проект нового Налогового кодекса РК, который предлагается ввести с 2025 года. Его сильно критикуют за чрезмерную жесткость и недоработанность. Я бы хотел оценить некоторые нововведения и сделать небольшой прогноз по некоторым аспектам.

Одним из главных новшеств стала поставленная президентом Касым-Жомартом Токаевым задача борьбы с дроблением бизнеса. Для решения этой задачи разработчики взяли за основу российскую модель и ввели запрет на применение специальных налоговых режимов (СНР) в целях минимизации налоговых обязательств. Ответственность за нарушение запрета очень ощутима — все доходы, превышающие лимиты для СНР, подлежат объединению и налогообложению в установленном порядке без применения вычетов и зачета. Признаками минимизации налоговых обязательств будут: наличие единого контролирующего лица; единый процесс производства; отсутствие самостоятельности у подконтрольных лиц; использование общих ресурсов и формальное их распределение. Есть мнение, что в этих признаках много субъективно оценочных аспектов, поэтому велики коррупционные риски, связанные с избирательным налоговым администрированием.

Здесь нужно отметить инициативу по объединению СНР розничного налога и СНР на основе упрощенной декларации в СНР для малого бизнеса, подходящего как для ТОО, так и для ИП. Порядок исчисления подоходного налога предполагает обложение всех доходов без применения вычетов по ставке 8 % при реализации товаров, работ и услуг в ВТВ-сегменте, то есть когда покупатель относит расходы по такому поставщику на вычеты, и 2 % — при реализации в BTC-сегменте. Предусмотрен порог до 500 млн тенге, расширена сфера применения режимов по видам деятельности и, самое главное, полное освобождение от НДС.

Предлагаемый инструментарий будет эффективным в выполнении поставленных задач. В текущей ситуации в Казахстане в целях налоговой оптимизации обязательств по уплате корпоративного подоходного налога обычно применяются вычеты по поставщикам, применяющим СНР на основе упрощенной декларации. При этом прямых запретов на такие операции сейчас нет. Учитывая, что по проекту ставка будет 8 %, целесообразности в применении таких вычетов уже не будет, так как поставщик будет платить 8 %, а покупатель — 20 % со сниженной налоговой базы. Покупателю проще самому применять СНР для малого бизнеса облагать свои обороты по 8 %. К тому же закладывается прямой запрет на применение СНР в целях минимизации налоговых обязательств. Те, кто оптимизировал, перестанут это делать, что, возможно, приведет к существенному росту поступлений в бюджет от малого бизнеса. Хочется надеяться, что разработчики через некоторое время обратно не сузят сферу применения СНР.

По новым правилам налогоплательщики, работающие по общеустановленному режиму, будут признаваться плательщиками НДС по умолчанию. Возможность не становиться плательщиком НДС до достижения минимального порога исключается. И такой безальтернативный подход будет губительным, так как предприниматели, у которых есть два и более разных проектов в малом бизнесе, будут вынуждены применять НДС, что приведет к удорожанию цен для населения.

Считаю, что по итогам обсуждения проекта сохраненный в нем запрет на применение СНР одним и тем же предпринимателем в нескольких юридических лицах, будет пересмотрен. А поскольку те, кто работает с B2B, возмущены увеличением налоговой нагрузки с нынешних 3 % до предлагаемых 8 %, вероятно, ставка налога будет снижена.

Выбор редактора
Ошибка в тексте