Лучшая инвестиция
Частные компании, которые делают добро себе и людям, проживут дольше и счастливее остальных
Все чаще мы видим, как в корпоративном мире компании придают своей миссии не коммерческий, а социальный вектор. Новая сформулированная ими цель бизнеса — менять вместе с государством мир к лучшему, а не просто увеличивать прибыль и зарабатывать капитал для инвесторов. Но самое интересное, что такие компании достигают лучших финансовых результатов. Социально ответственные компании привлекают и покупателей, и инвесторов, и сотрудников.
Не случайно, что в проекты в области корпоративной социальной ответственности (КСО) бизнес инвестирует все больше и больше. Так, ежегодно компании из списка Fortune 500 выделяют на КСО около $25 млрд. Только в McKinsey, где сотрудники ежегодно проводят более 300 тыс. часов за волонтерством, до 2030 года запланировано выделить на эту сферу более $2 млрд.
И самое интересное: чем больше частный сектор вкладывается в подобные проекты, тем успешнее становится. По нескольким причинам. Во-первых, КСО — это реальная выгода: компании, которые ведут подобную работу, видят постепенное повышение стоимости акций и более привлекательны для инвесторов. Во-вторых, это возможность вести более активную GR-деятельность, получать поддержку на региональном и государственном уровнях. Третья причина — репутационная: о таких компаниях больше и лучше говорят и пишут, а значит, их лучше знают в стране и мире. В-четвертых, долгосрочные социальные проекты позволяют компании формировать собственное «пространство ценностей» среди сотрудников, потребителей и инвесторов.
Сотрудники. У частных компаний есть веские основания вкладываться в персонал. Такие сотрудники более производительны и имеют меньше причин для смены работы. Одним из важнейших факторов развития является увеличение частным сектором стабильных и хорошо оплачиваемых рабочих мест, следствием чего становится повышение производительности и увеличение лояльности сотрудников. Например, перевод сотрудника с низкооплачиваемой или временной работы на стабильную становится долгосрочной инвестицией для компании.
Клиенты. Многие потребители принимают решение о покупке продукта или услуги, основываясь на репутации компании как работодателя и социально ответственного бизнеса.
Рынок труда. Крупные частные фирмы могут влиять на заработную плату и условия труда, например исключая в штате нестабильные и низкооплачиваемые рабочие места. Предоставление частным сектором стабильных рабочих мест с достойными условиями труда и оплатой, покрывающей расходы на жизнь, — важный фактор развития рынка.
Инвесторы. При прочих равных условиях они выбирают для сотрудничества социально ответственные компании, следующие высоким экологическим, социальным и управленческим стандартам (ESG).
Общество. В широком смысле помощь населению в повышении уровня жизни создает замкнутый круг благотворных возможностей, в котором больше потребителей покупают больше товаров и услуг. Это также способствует стабилизации общества и улучшению условий ведения бизнеса для всех.
В Казахстане мы также видим, как компании осознают ценность социальной ответственности во всех отношениях. Все больше компаний ежегодно инвестируют в подобные проекты. Офис McKinsey в Центральной Азии стратегически поддерживает несколько проектов, в первую очередь интеллектуальным вкладом. В частности, проект Teach for Qazaqstan, который направлен на устранение проблемы образовательного неравенства в Казахстане. В целом мы видим, что компании, больше отдающие обществу и создающие больше общественных благ, получают еще больше взамен.