Куда нельзя инвестировать: 10 признаков сомнительных провайдеров

Не слушайте рассказов из серии «Один мальчик инвестировал с нами, купил три дома, яхту и самолет и счастливо женился, а одна девочка отказалась с нами инвестировать и потеряла все деньги»

Выбор управляющих и инструментов для вложения средств – это целая наука, ей надо учиться долго и лучше вместе с опытными профессионалами, поскольку существует масса нюансов, деталей, которые надо учитывать в этом процессе. Действительно на рынке сейчас огромное количество предложений, и, к сожалению, подавляющее большинство из них в принципе невозможно проверить на реалистичность и качество. На рынке много как недобросовестных провайдеров (которые завлекают инвесторов красивыми обещаниями, не собираясь их выполнять), так и просто неквалифицированных команд, которые берут на себя то, что не смогут выполнить, не понимая этого.

Есть несколько, на мой взгляд, самых важных аспектов, на которые стоит смотреть в первую очередь, выбирая управляющих и инвестиции.

1. История тех, кто делает вам предложение. Насколько они успешны в прошлом? Сколько лет они на рынке? Насколько прозрачны их результаты? Если «уникальное» предложение вам делают люди без репутации, без проверяемой истории успеха или, еще хуже, – с плохой репутацией, ни в коем случае не соглашайтесь.

2. Почему это предложение делается именно вам? Что заставляет обладателей такой привлекательной возможности не брать кредит, не привлекать деньги крупных международных инвесторов, а идти именно к вам? Если не можете себе объяснить этого – не инвестируйте.

3. Инвестируют ли те, кто вам предлагает эту возможность, в нее сами? Если вы не можете это проверить – не соглашайтесь инвестировать.

4. Какое уникальное преимущество имеют те, кто предлагает вам инвестировать в их идею, стратегию или проект, по сравнению со всем рынком? Без такого преимущества нет никакого основания полагать, что они могут показать вам результат лучше среднерыночного, который вы можете получить и без них. Не верьте словам об уникальном преимуществе (очень многие говорят «у нас эксклюзивные отношения» или «мы нашли уникальный способ») – проверьте логичность этого утверждения. «Почему эти люди имеют эксклюзивные отношения? Какая в этом рыночная логика?» - вот важные вопросы.

5. Насколько прозрачна и контролируема предлагаемая инвестиция? Можете ли вы быть уверены, что с вашими деньгами будут делать то, что обещали, так, как обещали? Удовлетворяет ли вас уровень независимого контроля за инвестированием? Если нет – не инвестируйте.

6. Как вам предлагают инвестировать? Если много говорят о будущем доходе и мало о рисках – не инвестируйте. Помните, риски инвестирования растут быстрее доходов. Не бывает «15% годовых в долларах без рисков». Спросите: «Сколько я могу потерять?» Если в ответ услышите цифру меньше, чем обещаемый доход для консервативных инвестиций; два обещаемых дохода для инвестиций, которые должны приносить 10-15%, и «вы можете потерять всё» для инвестиций с ожидаемым доходом выше 20% – никогда не давайте деньги в такую инвестицию: вас обманывают.

7. Бойтесь «продающих слов». Если вы слышите: «этот рынок всегда растет в цене», «у нас много крупных авторитетных инвесторов», «вам надо поторопиться с решением», «только для вас эксклюзивные условия» и пр. – ни в коем случае не давайте денег.

8. Не слушайте рассказов из серии «Один мальчик проинвестировал с нами и заработал 100%, купил три дома, яхту и самолет и счастливо женился, а одна девочка отказалась с нами инвестировать и потеряла все деньги». Вас вообще не должна интересовать история других (даже реальная), поскольку вы не знаете, сколько в ней чистой случайности, насколько использованная в ней возможность еще существует и пр. Инвесторы в Tesla очень много заработали, если инвестировали до 2018 года. А более поздние – много потеряли. Первые инвесторы в фонд Кети Вуд удвоили свой капитал, а последующие – потеряли ¾ от своих сбережений.

9. «Горячий» рынок, как правило, находится на излете. Если «все говорят» о той или иной инвестиции, значит, количество инвесторов стало падать и брокерам надо поднимать много шума, чтобы найти новых инвесторов. Это предвестник падения. Не вкладывайте деньги в то, о чем все говорят уже некоторое время.

10. Наконец – скорее всего среди ваших знакомых не больше и не меньше хороших инвесторов, обладающих привлекательными инвестиционными возможностями, чем в среднем в мире. Тот факт, что предложение вам делает хороший знакомый, не может говорить ни в пользу, ни против такой инвестиции. Просто не принимайте во внимание факт ваших отношений (а еще лучше – считайте это негативным фактором, ведь не зря говорят: «Бизнес, построенный на дружбе, – это плохо; дружба, построенная на бизнесе, – это хорошо»).

Выбор редактора
Ошибка в тексте