Книжный бизнес: взгляд писателя

Видеть свои работы на прилавках книжных магазинов родного Алматы я мечтала давно и теперь решила во что бы то ни стало осуществить задуманное

Стопки книг размытые, в помещении, освещенные светом из окна на заднем плане
Книжные магазины ставят авторам жёсткие условия
Фото: © pixabay.com/EliFrancis

В последнее время книжная индустрия Казахстана заметно оживилась. Все чаще стали проходить книжные фестивали, ярмарки, мастер-классы и презентации. Однако на книжных прилавках страны представлены лишь единицы того материала, который ежегодно печатается малыми тиражами в частных типографиях и после распространяется авторами лично. 

Вот уже пять лет как мои книги публикуются и продаются в книжных магазинах России. И хочу сразу пояснить: для того чтобы книга попала на прилавки книжной сети, такой как «Читай-город», мне было необходимо выполнить несколько обязательных условий. Книга должна пройти проверку редактора и корректора, а также иметь хорошего качества (другими словами — привлекательную) обложку. Что касается цены, то я самостоятельно регулирую роялти, которое рассчитываю получить с продажи каждой книги, а дальше уже свои проценты добавляет издатель и магазин. Изначально они соглашаются взять книгу на пробу в количестве пяти штук (которые я печатаю за свой счет), а уже после расходы на все дополнительные тиражи берет на себя электронное издательство Ridero.

В любом случае с продажи своих книг — будь они в электронном формате или же напечатанные на бумаге — я всегда имею доход. Как правило, она колеблется в пределах 250-500 тенге с экземпляра. Средства, потраченные на создание книги, поступления, разумеется, не отбивают, но, честно говоря, и цели такой я для себя никогда не ставила. Для начинающего независимого автора куда приятнее знать, что армия почитателей его творчества неуклонно растет и, несмотря на литературное изобилие, твои книги выбирают и покупают.

Не буду лукавить, видеть свои работы на прилавках книжных магазинов родного Алматы я мечтала давно и даже в 2019 году предпринимала попытку выставить на продажу одну из книг, но грянувшие в 2020 году ковидные ограничения и разного толка карантины заставили меня, как говорится, поставить на паузу этот амбициозный проект. И вот четыре года спустя я решила во что бы то ни стало осуществить задуманное. На книжном рынке в Казахстане есть несколько крупных игроков: «Книжный город», «Меломан» и «Академкнига». Но готовы ли они сотрудничать с независимыми авторами?

Позвонив в «Книжный город», я узнала, что все вопросы решаются только по переписке и по телефону никто никого не консультирует. Письмо я написала, но вот ответа, увы, так и не дождалась.

В этом плане «Меломан» оказался намного более открытым и приветливым. Однако из телефонной беседы у меня сложилось странное ощущение, будто сотрудничество с независимыми казахстанскими авторами компания видит скорее как вынужденную меру, нежели как рентабельное и выгодное взаимодействие. Основные требования, которые я тогда услышала, звучали так: на обложке не должно быть фотографии автора (как выяснилось, отечественные писатели этим грешат), а стоимость, по которой они готовы будут принять книгу под реализацию, озвучат сами и только после того, как ознакомятся с готовым экземпляром книги. Первый месяц книга будет выставлена на видном месте - на стенде «Новинки», а после займет свое место на тематической полке.

Что касается «Академкниги», то ассортимент книг магазин формирует исключительно по своему вкусу и желанию, не пытаясь даже рассматривать предложения, поступающие извне.

Выбор очевиден. Хотя справедливости ради стоит заметить, что я изначально была настроена на сотрудничество с «Меломаном», во многом потому, что сеть насчитывает более тридцати магазинов по всей стране. И я, разумеется, считала, что, подписав договор о дистрибуции, мою книгу выставят сразу во всех крупных городах Казахстана. Но мои смелые мечты очень быстро разбились о суровую реальность. «Меломан» готов был взять под реализацию пробный тираж — всего 50 книг, с входящей стоимостью 1869 тенге, при этом продаваться она будет по цене 2990 тенге за экземпляр.

Вооружившись этими знаниями, я принялась обзванивать алматинские типографии. Но их ответы были неутешительными: себестоимость одной книги формата А5, объемом 250 страниц и тиражом 50 экземпляров — 4330 тенге. Для того чтобы книга стоила хотя бы 1869 тенге за экземпляр, печатать нужно не меньше 500 книг, что, естественно, скажется на общей стоимости тиража, которая составит 216 500 тенге против 934 500 тенге. И даже если бы я согласилась вложить такие деньги в это рискованное предприятие, магазин по-прежнему готов принять только 50 книг, остальные будут тяжелым грузом лежать где-то в углу в ожидании своего часа — когда «Меломан» попросит еще. А это случится, если продажи книги будут идти бойко и регулярно, в противном случае магазин вернет весь нераспроданный тираж автору уже в ближайшие полгода, потому как хранить неликвидный товар на своих складах они не станут.

И здесь я бы хотела сделать небольшую ремарку. Возвращая продукцию автору, магазин не гарантирует сохранность и целостность книги. «Меломан» — магазин открытого типа, то есть покупатели могут свободно листать и читать книгу. В результате страницы могут быть помятыми, грязными, порванными — и в случае возврата все это станет еще одной головной болью автора.

Однако, несмотря на все эти неприятные арифметические расчеты, я не сожалею об этом опыте, хотя и вряд ли согласилась бы его повторить. Ведь сколько бы мы — люди творческих профессий — ни говорили о том, что для нас важны признание и отклик аудитории, когда это становится нормой, все меняется. И как только улетучится дурманящий запах свежей типографской краски, а глаза привыкнут находить свои книги на книжных прилавках страны, неминуемо захочется ощутить и пресловутый материальный эквивалент своего успеха и признания.

Популярное
Выбор редактора
Ошибка в тексте