700 миллионов онлайн-покупок сделали в Казахстане

Официальные данные по развитию электронной коммерции за 2023 год демонстрируют достаточно быстрое её развитие

Депозиты, накопления
Кирил Бачваров

Рассматривая объем розничной электронной торговли товарами и услугами на внутреннем рынке РК, можно отметить, что сумма превысила 4 трлн тенге в 2023 году (см. рис. 1). Прирост по итогам 2023 года составил 0,9 трлн тенге или 28%. При этом более высокие темпы роста в торговле услугами — 35%, а по товарам показатели более скромнее — 24%. В то же время доля торговли товарами в розничной торговле по итогам 2023 года повысилась до 12,7% с 12,5% годом ранее, что достаточно позитивно. Резкий прирост в 2022 г. связан с включением в показатели электронной торговли объемов, проходящих через маркетплейсы, работающие в РК.

Вместе с тем, еще более высокие темпы роста демонстрирует трансграничная электронная торговля. Так по итогам года число транзакций выросло в 2,2 раза (почти на 60 млн.) до 104,8 млн единиц, а сумма сделок — в 2,3 раза до почти 1,2 трлн тенге. (см. рис. 2). Это определило долю трансграничной торговли в общем объеме электронной торговли в 23%. Однако по количеству онлайн-заказов доля трансграничных занимает 13,6% от всех заказов через интернет в Казахстане и казахстанцев за рубежом. Различия с долей в объемах связано со средним чеком по покупкам товаров и услуг за рубежом, который составил 11,3 тыс. тенге., а внутри страны 6,1 тыс. тенге.

undefined

В части количества онлайн заказов товаров в РК можно отметить, что они насчитывали в прошлом году 132,3 млн. единиц, а услуг в четыре раза больше, превысив 0,5 миллиардов (см. рис. 3). Таким образом, общее число онлайн сделок казахстанцев в стране и за рубежом на покупку товаров и услуг составляет 770,8 млн единиц.

undefined

Надо полагать, что всё больше казахстанцев будут и дальше пользоваться подобными преимуществами глобализации и развития интернет-технологий. В целом очевидно, что на фоне почти 0,7 млрд. онлайн-покупок товаров и услуг, обслуженных казахстанскими игроками в 2023 г., можно констатировать, что бизнес все активнее и успешнее встраивается в современные тренды.

Популярное
Выбор редактора
Ошибка в тексте