Венеция-2025: выбор жюри, которого никто не ожидал

На нынешнем фестивале главным поводом для дискуссий оказалось противостояние двух кинокартин

Джим Джармуш
Джим Джармуш
Фото: © ASAC

На острове Лидо в Венеции завершился 82-й международный кинофестиваль — старейший и один из самых престижных киносмотров в мире. Закрытие фестиваля, как всегда, стало ареной не только для награждений, но и для споров, символов и эмоций. В этом году главным поводом для дискуссий оказалось противостояние двух картин: тунисской режиссёрки Каутер Бен Ханьи с её фильмом «The Voice of Hind Rajab» («Голос Хинд Раджаб») и нового альманаха Джима Джармуша «Father, Mother, Sister, Brother» («Отец, мать, сестра, брат»), получившего в итоге главный приз — «Золотого льва».

Кадр из фильма The Voice of Hind Rajab
Кадр из фильма The Voice of Hind Rajab
Фото: © Official Still

Полемика фестиваля: эмоции против наблюдательности

Ещё до объявления наград большинство критиков и зрителей сходились во мнении, что «Голос Хинд Раджаб» является фаворитом. Премьера фильма сопровождалась двадцатиминутной овацией — самой продолжительной на нынешнем фестивале. Однако жюри во главе с Александром Пейном предпочло отдать главный приз фильму Джармуша, а картину Бен Ханьи отметить Гран-при жюри — тоже почётной, но всё же не высшей наградой.

Джим Джармуш
Джим Джармуш
Фото: © ASAC

И это решение вызвало многочисленные дискуссии. С одной стороны — эмоционально заряженное, политически острое высказывание, апеллирующее к боли и состраданию. С другой — тонкое авторское кино, наблюдающее за жизнью обычных людей и находящее в их повседневности универсальные смыслы.

Бен Ханьи
Бен Ханьи
Фото: © ASAC 1

Фильм Каутер Бен Ханьи основан на реальной трагедии. В январе 2024 года пятилетняя палестинская девочка Хинд Раджаб оказалась в подбитой машине в секторе Газа. Её семья была убита в результате обстрела, а сама девочка ещё несколько часов оставалась на связи со спасателями Красного Полумесяца. Её голос — реальная запись телефонных переговоров — стал основой фильма, в котором актёры воспроизводят драматическую ситуацию, где аудиосвидетельства остаются подлинными.

Показ картины в Венеции совпал с обострением политической ситуации. Уже в первые дни фестиваля на острове Лидо прошла многотысячная демонстрация в поддержку Палестины, парализовавшая движение транспорта на несколько часов. В пресс-офис постоянно приходили письма и обращения с требованиями высказаться на эту тему. Поэтому премьера «Голоса Хинд Раджаб» стала эмоциональным апофеозом: во время картины слезы лились по обе стороны экрана, а когда появились заключительные кадры, кто-то в зале выкрикнул «Free Palestine!», и этот крик был встречен аплодисментами.

Кадр из фильма The Voice of Hind Rajab
Кадр из фильма The Voice of Hind Rajab

В художественном отношении фильм представляет собой гибрид документального и игрового кино. Его сила — в непосредственном контакте с реальностью, в неоспоримой подлинности голосов, звучащих с экрана. Но одновременно эта сила является и слабостью: художественная ткань отходит на второй план, уступая место эмоциональному давлению или, как отмечали более радикальные критики, «эмоциональной манипуляции». Фильм работает как политическое высказывание, но не как универсальное произведение искусства, в котором есть пространство для разных интерпретаций.

Некоторые критики отмечали опасность односторонности: война сложна и многослойна, жертвы, в том числе дети, есть по обе стороны конфликта, и сведение её к одной трагедии лишает послание глубины, универсальности и исторической объективности, позволяя предвзятым организациям и СМИ трактовать его лишь в пользу собственной позиции. Тем не менее именно такие истории оказываются самыми трогательными для зрителей — и именно они формируют коллективное восприятие происходящего.

Александр Пейн и выбор жюри

Президент жюри, американский режиссёр Александр Пейн, известен своими тонкими трагикомедиями о «маленьком человеке» («На обочине», «Небраска»). Его фильмы всегда строились на наблюдательности, иронии и внимании к деталям повседневности, а не на громких лозунгах. Неудивительно, что именно он провёл линию разграничения между эмоциональной актуальностью и художественной ценностью.

После церемонии Пейну пришлось отвечать на сложные вопросы журналистов. Его спрашивали, не было ли давления на членов жюри, не пытались ли исключить тех, кто не соглашался с решением. На что режиссер ответил спокойно: «Не верьте всему, что пишут в интернете».

Победивший фильм Джима Джармуша «Father, Mother, Sister, Brother» стал первой картиной режиссера, после шестилетнего перерыва. В 2019 году Джармуш привез на Каннский кинофестиваль зомби-комедию «Мёртвые не умирают» и после этого долго молчал. В Венеции он представил возвращение к своему любимому формату альманаха, в котором снял фильмы «Таинственный поезд», «Ночь на Земле», «Кофе и сигареты».

Кадр из фильма Father, Mother, Sister, Brother
Кадр из фильма Father, Mother, Sister, Brother
Фото: © Frederick Elmes, Vague Notion

В новой картине три новеллы посвящены семье: отношениям родителей и детей, братьев и сестёр, неизбежным травмам и недосказанностям. Действие происходит в Нью-Джерси, Дублине и Париже. В актёрском составе такие имена, как Адам Драйвер, Шарлотта Рэмплинг, Кейт Бланшетт, Вики Крипс. В первой истории брат и сестра, оба неуверенные и зажатые, приезжают к своему чудаковатому отцу. На запястье у того поблескивает Rolex, при этом он не стесняется постоянно просить деньги у детей. Их встреча превращается в обмен дежурными словами, за которыми скрывается лишь неловкость и невозможность близости. В другой сюжетной линии респектабельная писательница принимает двух слишком разных дочерей. Встречи происходят раз в год — чаепития. Здесь тоже улыбки, подарки, вежливые обороты — и ни одного искреннего признания. В третьей новелле брат и сестра возвращаются в пустующую парижскую квартиру родителей и пытаются собрать обрывки памяти, но разговоры их так же фрагментарны, как эти воспоминания.

FATHER_MOTHER_SISTER_BROTHER_-_Vicky_Krieps__Cate_Blanchett_and_Charlotte_Rampling__Credits_Yorick_Le_Saux_Vague_Notion_
Кадр из фильма Father, Mother, Sister, Brother Вики Крипс, Кейт Бланшетт и Шарлотта Рэмплинг
Фото: © Yorick Le Saux, Vague Notion

Во всех этих историях мало событий, но много пауз, неловких и невысказанных чувств. Персонажи обмениваются дежурными репликами, делают вид, что всё в порядке, а затем с облегчением уходят. Но именно в этой обыденности и скрывается драма. И, что удивительно, в фильме слишком часто звучат слова «Я тебя люблю», в которые мало кто верит из говорящих.

Когда во время награждений Джармуша вызвали на сцену, он рассказал, что даже не думал посылать свой фильм на конкурс. Его туда взяли. Сам же режиссер желал своей картине красивой премьеры и лишь хотел, чтобы зрители увидели фильм. «Вот чёрт! — начал свою речь Джармуш, когда ему вручали награду. — Мы не снимаем фильмы ради конкурсов, но я искренне ценю эту неожиданную победу».

«Искусство не обязательно должно напрямую обращаться к политике, чтобы быть политическим, — продолжил Джармуш. — Оно может порождать сочувствие и связь между нами, а это, по сути, первый шаг к решению наших проблем. Поэтому я благодарю вас за высокую оценку нашего тихого фильма».

В числе других лауреатов оказались Бенни Сэфди, получивший приз как лучший режиссер за «Разрушительную машину» — необычную биографическую драму о смешанных боевых искусствах, в которой Дуэйн Джонсон впервые выступил как серьёзный драматический актёр.

Бэнни Сэдфи
Бэнни Сэдфи
Фото: ©Andrea Avezz, La Biennale di Venezia, ASAC

Китайская актриса Синь Чжилэй получила Кубок Вольпи за лучшую женскую роль в фильме Цая Шанцзюня «Солнце встаёт над всеми нами». Её героиня — хозяйка маленького магазинчика одежды в торговом центре, женщина, долгие годы состоявшая в тайной связи с женатым мужчиной. Теперь она беременна и скрывает это, стараясь продолжать обычную жизнь, хотя рядом разворачивается чужая драма: бывший возлюбленный, некогда отсидевший срок ради неё, выходит из тюрьмы и оказывается в больнице с диагнозом рак. Синь играет хрупкую, почти молчаливую роль на грани сдержанности и внутреннего надрыва, превращая её в трагический портрет человека, который застрял между прошлым и будущим.

Синь Чжилэй
Синь Чжилэй
Фото: © Andrea Avezz, La Biennale di Venezia, ASAC

В мужской номинации победа досталась Тони Сервилло, сыгравшему президента Италии в новой драме Паоло Соррентино «Благодать». Его игра — лёгкая, человечная и комичная — вернула на экраны тот магнетизм дуэта режиссёра и актёра, когда-то подарившего миру «Великую красоту».

Тони Сервилло
Тони Сервилло
Фото: © Andrea Avezz, La Biennale di Venezia, ASAC

Не остался без награды и французский кинематограф: Валери Донзелли и Жиль Маршан получили приз за лучший сценарий к фильму «На работе», экранизации романа Франка Куртеса о фотографе, который бросает карьеру ради мечты стать писателем.

Спекуляции на фестивале были связаны не только с противостоянием Джармуша и Бен Ханьи. Венеция собрала под своей крышей невероятное количество премьер, которые уже завтра будут обсуждаться в контексте «Оскара». Netflix показал одну из самых сильных линеек последних лет, например политический триллер Кэтрин Бигелоу «Дом динамита» и мрачное переосмысление «Франкенштейна» Гильермо дель Торо. В программе были и новые работы режиссёров, давно ставших оскароносными, и картины, которые только заявляют о себе, но уже звучат как фавориты предстоящего сезона.

В то же время без наград остались многие фавориты фестиваля — «Бугония» Йоргоса Лантимоса или новая картина корейца Пак Чхан Ука, которую многие критики сравнивают с «Паразитами» Пон Джун Хо. Выбор Александра Пейна и его жюри можно рассматривать как жест в защиту искусства от прямой политической инструментализации. И всё же главное впечатление Венеции-2025 — это чувство, что Венецианский кинофестиваль вновь оказался зеркалом мира: здесь пересеклись эмоции и эстетика, политика и личные истории, громкие премьеры и камерные наблюдения. В этом пересечении и рождается то кино, которое продолжает жить и после фестиваля.

Основной конкурс (Venezia 82)

Золотой лев за лучший фильм: Father Mother Sister Brother (реж. Джим Джармуш)

Серебряный лев (Гран-при жюри): The Voice of Hind Rajab (реж. Каутер Бен Ханья)

Серебряный лев за режиссуру: Бенни Сэфди за The Smashing Machine

Кубок Вольпи за лучшую женскую роль: Синь Чжилэй в Ri Gua Zhong Tian (The Sun Rises on Us All) реж. Цай Шанцзюнь

Кубок Вольпи за лучшую мужскую роль: Тони Сервилло в La Grazia реж. Паоло Соррентино

Приз за лучший сценарий: Валери Донзелли и Жиль Маршан за À pied d’œuvre (At Work)

Специальный приз жюри: Sotto le nuvole (Below the Clouds) реж. Джанфранко Рози

Премия Марчелло Мастроянни: Луна Ведлер в Silent Friend реж. Ильдико Эньеди

Конкурс Orizzonti

Лучший фильм: En el Camino (On the Road) реж. Давид Паблос

Лучшая режиссура: Anuparna Roy за Songs of Forgotten Trees

Специальный приз жюри: Harà Watan (Lost Land) реж. Акио Фудзимото

Лучшая актриса: Benedetta Porcaroli в Il rapimento di Arabella реж. Каролина Кавалли

Лучший актёр: Giacomo Covi в Un anno di scuola (A Year of School) реж. Лаура Самани

Лучший сценарий: Ana Cristina Barragán за Hiedra (The Ivy)

Лучший короткометражный фильм: Utan Kelly (Without Kelly) реж. Ловиса Сирен

Venice Award for a Debut Film

Lion of the Future (приз имени Луиджи Де Лаурентиса): Short Summer реж. Настя Коркия

Venezia Spotlight

Приз зрительских симпатий Armani Beauty: Calle Málaga реж. Мерьем Тузани

Venice Classics

Лучший документальный фильм о кино: Mata Hari реж. Joe Beshenkovsky и James A. Smith

Лучший восстановленный фильм: Bashu, gharibeye koochak (Bashu, the Little Stranger) реж. Bahram Beyzaie

Venice Immersive

Гран-при: The Clouds Are Two Thousand Meters Up реж. Singing Chen

Специальный приз жюри: Less Than 5GR of Saffron реж. Négar Motevalymeidanshah

Приз за достижение: A Long Goodbye реж. Kate Voet и Victor Maes

Golden Lion for Lifetime Achievement

Werner Herzog

Kim Novak

Glory to the Filmmaker

Julian Schnabel

Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
Выбор редактора
Ошибка в тексте