Углеродное регулирование Евросоюза может создать серьёзные проблемы для казахстанских предприятий

Но при должном подходе есть шанс изменить экологическую ситуацию в стране к лучшему

Угольный разрез, погрузка добытого угля в грузовик
Фото: © Depositphotos.com/sergioz

Начиная с 2022 года компания EY проводит исследование, посвященное вопросам совершенствования углеродного регулирования в Республике Казахстан. Основная цель — выявить те подходы и действия, которые могут быть предприняты в Казахстане для того, чтобы страновые механизмы углеродного регулирования помогли стране выполнить свои обязательства по Парижскому соглашению об изменении климата, причем чтобы это было сделано с помощью рыночных механизмов. Так, в рамках ратификации соглашения правительство Казахстана приняло на себя обязательства по укреплению глобального реагирования на последствия изменения климата в контексте устойчивого развития, что и стало одной из основных задач нового экологического законодательства и рассмотрения запуска различных инструментов, направленных на декарбонизацию страны.

Одной из самых обсуждаемых сегодня в странах Центральной Азии и Кавказа стала инициатива в рамках пакета реформ Fit for 55 — СВАМ, который устанавливает порядок декларирования и оплаты импортерами углеродного следа продукции, ввозимой на территорию Европейской экономической зоны из стран, где выбросы парниковых газов (ПГ) регулируются недостаточно или не регулируются вообще. Механизм трансграничного углеродного регулирования, гарантируя уплату импортерами той же цены за выбросы углерода, что платят европейские производители в рамках системы торговли квотами, обеспечит равное отношение к товарам, произведенным в ЕС, и к товарам, ввезенным в том числе из Казахстана, а также предотвратит утечку углерода.

В целях обеспечения правовой определенности и стабильности для компаний из Казахстана механизм трансграничного углеродного регулирования будет вводиться в действие постепенно и на начальном этапе применяться только к определенным отраслям, в которых существует высокий риск утечки углерода: черные металлы, цемент, удобрения, алюминий, электроэнергия и водород.

Ввиду того что CBAM будет применяться в своем окончательном режиме с 2026 года, в то время как текущая переходная фаза продлится с 2023 по 2025 год, трансформацией углеродного регулирования в Казахстане необходимо заниматься уже сейчас — до того, как это коснется таких секторов, как нефтепереработка и химическая промышленность, которые к тому же являются драйверами роста экономики. В обозримом будущем данная инициатива так или иначе затронет многие отрасли, будет иметь значительные последствия для торговых партнеров Европейского союза из Казахстана и, безусловно, определит будущий вектор развития промышленности и экономики страны.

В этой связи политика усиления углеродного регулирования может создать серьезные проблемы для казахстанских предприятий, имеющих высокий уровень выбросов парниковых газов. Влияние будет ощущаться во всех звеньях производственно-сбытовой цепи, вплоть до роста себестоимости продукции, увеличения капитальных затрат в связи с наличием «цены на углерод» в их структуре, а также роста трансграничных и налоговых платежей.

На сегодняшний день ЕС является одним из значимых торговых партнеров Казахстана: экспорт Казахстана в ЕС почти полностью приходится на нефтегазовый сектор, наряду с продуктами металлургии, удобрениями и продуктами питания. Теперь перед Казахстаном стоит задача по снижению выбросов парниковых газов до 328,4 млн тонн углерода к 2030 году, то есть сокращению выбросов на 15% по сравнению с показателями 1990 года. Кроме того, стоит задача по сокращению доли угольной генерации на 35% и увеличению доли возобновляемых источников энергии (ВИЭ) с 7% текущих до 24% к 2035 году. А недавно обновленные планы Казахстана о выполнении своих обязательств позволяют ожидать введения цены на выбросы СО2 во внутренней системе торговли квотами на выбросы парниковых газов Казахстана (КазСТВ). Также рассматриваются варианты введения углеродного налога на потребление ископаемого топлива.

В свете всего вышеизложенного следует отметить, что введение в действие CBAM и, как следствие, повышение стоимости квот на углеродные единицы в КазСТВ окажет прямое влияние на экологическую обстановку в регионе. Основными участниками КазСТВ являются крупные промышленные объекты, которые оказывают значительное негативное воздействие на окружающую среду. Ценовые механизмы КазСТВ стимулируют внедрение новых технологий и повышение энергоэффективности, что в свою очередь приведет к сокращению выбросов парниковых газов и уменьшению загрязнения атмосферы традиционными вредными газами.

Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
Популярное
Выбор редактора
Ошибка в тексте