Когда Uber начнёт работать в Казахстане?
![](https://img.forbes.kz/forbes-photobank/media/2024-06-20/e6189f4c-a17d-4bf3-a287-61811f2e77de.webp)
С региональным генеральным менеджером Uber в странах СНГ Алексеем Стахом и менеджером по коммуникациям компании по России и СНГ Евгенией Шиповой мы беседовали 26 мая, когда в Астане проходил экономический форум. Очевидно, что в столицу Казахстана коллеги приехали не первый раз и не только на форум. В Казахстане расписание Алексея и Евгении довольно плотное, а одна из встреч проходила – удалось невольно подслушать – в «Зажигалке», т.е. в резиденции Министерства по инвестициям и развитию.
Алексей Стах рассказывает о стартапе, на который работает, с упоением, даже с фанатизмом.
- Многие считают, что Uber – компания противоречивая, скандальная, которая нарушает порядок. В общем, много о нас сложилось мифов, - начинает свой спич Алексей. - На самом деле Uber ведет свою деятельность в соответствии с законодательством страны пребывания, тем более в СНГ.
![Почему в Казахстане блокируется inDriver и разрешается Uber?](https://img.forbes.kz/forbes-photobank/media/2024-06-20/c93c9b5f-df10-4750-bc09-ec68a05ec60f.webp)
Почему в Казахстане блокируется inDriver и разрешается Uber?
На этот вопрос обозревателю Forbes.kz ответили в Министерстве по инвестиция... →
В странах Содружества Uber уже успешно работает в России, Азербайджане и Белоруссии. Всего же, после старта в 2009 в Сан-Франциско, компания присутствует в более чем 400 городах 70 стран. В декабре 2015 в мире была совершена миллиардная поездка с помощью приложения. Сегодня через платформу осуществляется 7 млн поездок ежедневно.
- В Uber нет диспетчеров и телефонов, поездка заказывается только через приложение в смартфоне, - продолжает Алексей. – Стоимость рассчитывается по окончанию поездки с использованием GPS. Тем не менее, у пользователя есть возможность оценить стоимость поездки перед ее началом. Пределы цены за поездку программа позволяет рассчитать заранее. Также пользователь заранее знает, какой водитель на какой машине с каким госномером едет на заказ. Пользователь также может связаться с водителем через приложение и уточнить, например, детали подачи автомобиля. В приложении по карте видно, как машина передвигается, и по итогам поездки пассажир получает детализированный отчет по тарифам. Все поездки фиксируются в системе, поэтому всегда можно найти, какая компания или водитель обслужила пассажира. Это удобно, когда, например, в салоне были оставлены вещи.
Все платежи за поездки проходят в безналичном режиме: пассажиры привязывают к приложению данные своей банковской карточки. Водителям деньги также поступают по безналу. Таким образом, говорит Алексей, пассажира Uber никто не может обсчитать.
![Как разработчики сервисов по вызову такси делят клиентов](https://img.forbes.kz/forbes-photobank/media/2024-06-20/72c9d51e-ba71-45ba-8471-4fd014641d97.webp)
Как разработчики сервисов по вызову такси делят клиентов
Uber.com, приложение для смартфонов, помогающее пассажирам найти водителей,... →
Это, конечно, особенно удобно для иностранцев, которые понятия не имеют, сколько, например, стоит поездка из аэропорта в центр города - $10 или $100, чем и пользуются многие «бомбилы». Например, в Минске программа была запущена в ноябре 2015, и за первые 4 месяца в столице Белоруссии ею воспользовались жители 52 государств.
- Из-за того, что все платежи через Uber осуществляются по безналу и официально, с приходом на рынок нашей платформы в стране увеличатся налоговые поступления, - уверяет Алексей. – Вообще у нас - полная прозрачность как для госорганов, так и для клиентов.
Собеседники настаивают на легальности бизнеса Uber, и за время беседы повторяют это неоднократно. Видимо, компания пытается доказать и чиновникам, и обществу, что они не будут наступать на грабли inDriver, который в Казахстане заблокировали из-за сомнений в прозрачности деятельности.
По словам Алексея Стаха, система авторизации водителей в Uber многоступенчатая: сначала они подают в компанию заявку, потом должны загрузить в программу свидетельство о регистрации в качестве ИП или юридического лица, загрузить справку об отсутствии судимости, пройти техосмотр и т.д. Машина водителя должна подходить под критерии Uber. В разных странах они – разные.
- Скажу навскидку: в Казахстане это будут машины возрастом не старше 5-7 лет. И автомобиль не должен быть суперкомпактным, - говорит г-н Стах.
![«Бомбила» с Уолл-стрит](https://img.forbes.kz/forbes-photobank/media/2024-06-20/66d7ff98-497f-4a32-8d0d-fb651764f752.webp)
«Бомбила» с Уолл-стрит
О том, как работает в Нью-Йорке сервис личных водителей Uber, рассказывает ... →
Со стартапом могут сотрудничать как частные извозчики, так и целые компании и даже таксопарки. Обязательно требование для них - наличие регистрации ИП или юридического лица. Правда, для этого они должны убрать шашечки, потому что, как подчеркивает Алексей, «Uber – это не такси». В том же Минске, говорит собеседник, водители предоставляют высочайший сервис: предлагают пассажирам напитки и конфеты, уточняют, какую музыку предпочитает слушать пассажир. Все потому, что по итогам поездки программа предложит пользователю оценить качество услуг этого водителя по 5-балльной шкале.
Учитывая, что поездки с помощью Uber обычно обходятся дешевле, чем на такси, можно было бы сказать, что это – отличная программа для передвижения. Если бы не одно но – против нее всегда выступают таксисты, а во многих странах она просто запрещена. Когда напоминаешь об этом Алексею, у него уже готов ответ:
- Законодательство некоторых стран, к сожалению, опаздывает за развитием общественных отношений и цифровых технологий, и порой препятствует прогрессу. Тем не менее, во многих государствах процесс совершенствования законодательства уже начался, и мы оптимистично смотрим в будущее. В Казахстане же мы провели большую скурпулезную юридическую работу, проработали каждый пункт законодательной базы, и видим, что Uber полностью соответствует действующему законодательству вашей страны, - уверяет Алексей.
F: А как насчет активных протестов таксистов?
- Сможете назвать хоть одну страну, где пропало такси после прихода Uber? Таких нет. Мы вообще работаем только на людей, у которых есть смартфоны и банковские карточки. А любители вызвать такси взмахом руки или по телефону будут всегда.
С приходом Uber рынок перевозок, как правило, существенно увеличивается, обычно в разы. В первую очередь, за счет тех, кто раньше вообще не пользовался такси или тех, кто отказывается от личного авто – в США, например, это уже тренд. А, потом, еще срабатывает эффект мультипликатора: чем больше людей начинают пользоваться Uber, тем дешевле становится услуга. В некоторых странах у наших пользователей есть возможность поехать с несколькими попутчиками. И в этом случае цена поездки стремится к стоимости проезда на общественном транспорте, - подчеркивает Алексей.
Сколько зарабатывает водители и какой процент с поездки получает сам Uber, представители компании, оценивающейся в $62 млрд, не называют – говорят, стартап еще не вышел на IPO, чтобы раскрывать ключевые финпоказатели. Однако инвесторы у Uber «очень серьезные», говорит Алексей.
![](https://img.forbes.kz/forbes-photobank/media/2024-06-20/a0385288-fcf9-4eb4-9e35-590965a3d834.webp)
Кстати, собеседники Forbes.kz месяцем ранее, 21 апреля, встречались с министром по инвестициям и развитию РК Асетом Исекешевым. Об этой встрече представители Uber тоже не хотят распространяться, описывая рандеву с министром лишь общими фразами типа «очень положительная встреча» и «мы обменялись взглядами на будущее развития цифровых технологий».
По словам менеджеров Uber, стартап видит хорошую возможность для выхода на казахстанский рынок. И в первую очередь компании интересны сейчас Астана и Алматы. Однако точную дату выхода собеседники всё же не называют.
P.S. 31 мая 2016 известный казахстанский блогер Ерлан Сакенов на своей странице в Facebook написал: «Uber пригласил меня на мероприятие, которое состоится на этой неделе в Астане. Посмотрим что покажут».