Свет Салтанат: как социальный проект на основе ИИ борется с бытовым насилием
В нём отображается статистика абьюза в Казахстане в режиме реального времени

В Казахстане запущена инициатива «Свет Салтанат» — первый в мире цифровой проект, который в режиме реального времени собирает, анализирует и визуализирует данные о случаях бытового насилия по всей стране. Его основа — история Салтанат Нукеновой, ставшей символом борьбы с домашним насилием и необходимости системных перемен.
Инициаторами проекта выступили технологическая компания Citix, лидер в сфере цифровой наружной рекламы, и креативное агентство GForce Grey, первый в Центральной Азии обладатель «Золотого льва» Каннского фестиваля.
В центре проекта — алая неоновая вывеска «Салтанат», созданная в Алматы в 60-х годах и установленная на крыше здания напротив Парка имени Первого Президента РК, на пересечении пр. Аль-Фараби и ул. Навои. Вывеска светится постоянно, а когда система фиксирует случай насилия, она превращается в сигнал тревоги и начинает мигать. Одновременно сигнал отображается на более чем 100 цифровых экранах Citix по всему Казахстану.

За системой стоит искусственный интеллект, обрабатывающий большой массив данных: новостные сводки, сообщения в соцсетях, обезличенные обращения в кризисные центры и службы поддержки, а также анонимные истории о бытовом насилии, которые собираются через телеграм-бот и пешеходные городские гаджеты Citix в Алматы.
Для обработки этой информации развернута локальная языковая нейросетевая модель. С помощью специального промта на Node.js ИИ анализирует и валидирует каждую новость. Проверенные данные поступают в AdTech-платформу Citix и автоматически передаются на вывеску с помощью сигнала GSM, активируя ее мигание, а также отображаются в виджете «Свет Салтанат» на городских цифровых экранах в режиме реального времени.
Цель инициативы — не только снова привлечь внимание общества к проблеме, но и напомнить казахстанкам: закон на вашей стороне. Для этого запущен специальный телеграм-бот @Saltanat_Light_Bot, который дает четкие и доступные инструкции: куда обращаться, как работает закон и какую защиту он предоставляет.
Для Citix и GForce проект «Свет Салтанат» — не первый шаг в освещении темы бытового насилия, а часть последовательной работы обеих компаний в этом направлении.

«В GForce уверены: коммуникация способна менять реальность. После первого проекта на тему домашнего насилия мы приняли решение продолжать работать с этой темой осознанно и системно. «Свет Салтанат» — уникальный проект, где технологии и креатив создают новые смыслы, где мы обратились к прошлому, чтобы изменить будущее», — комментирует идею Юлия Тушина, директор по креативной трансформации DASM Group и управляющий директор GForce.
«Что такое домашнее насилие — не понаслышке знают многие женщины Казахстана. В том числе и я. Поэтому для меня этот проект — не формальность, а глубоко личное. Мы в Citix верим, что технологии могут быть инструментом диалога с обществом. Digital-out-of-home — это голос города. И с помощью «Света Салтанат» мы используем этот голос, чтобы сказать каждой женщине: ты не одна, закон на твоей стороне и помощь рядом. Город должен быть безопасным — и физически, и эмоционально. Именно за такой город мы боремся каждый день», — отметила CEO Citix Яна Шой.
Проект продлится месяц. В конце апреля на экранах Citix появится итоговая статистика, а рядом с именем Салтанат зажгутся и другие имена. Насилие не останется незамеченным.