Сулейменов: Интервенции не помогут курсу, а только навредят
Председатель Нацбанка высказался о причинах очередного антирекорда тенге

«Почему курс тенге меняется? Кто на это влияет — рынок, государство или Национальный банк?» — этими вопросами задался глава Нацбанка Тимур Сулейменов. В своем посте на Facebook он привел объяснения, «почему устойчивость курса напрямую зависит от здоровья и баланса всей экономики».
«Сейчас курс тенге формируется на валютном рынке под воздействием спроса и предложения, а также является отражением рыночных процессов в экономике, внутренних и внешних факторов, — отметил глава регулятора и напомнил: — Раньше, когда валютный курс устанавливался государством, это приводило к резким, административным и одномоментным девальвациям».
Далее Сулейменов перешел к разъяснению, «почему курс под давлением».
«Объем фискальных вливаний в экономику растет, объем денежной массы за год вырос на 18%. ВВП и производство товаров не успевает за ростом денежных агрегатов. Если объём вливаний в экономику растёт быстрее, чем внутреннее производство — это приводит к росту импорта. В этом году предусмотрены значительные расходы, в том числе на инфраструктурные и социальные проекты. В результате заключаются крупные контракты и для освоения средств производятся закупки импортного оборудования, техники, комплектующих. Это формирует повышенный спрос на иностранную валюту, что оказывает давление на курс тенге», — выразил мнение Нацбанка его глава.
Сулейменов надеется, что «со временем отечественное производство товаров догонит денежную массу».
«На текущий момент фундаментальные факторы указывают на то, что уровень курса недооценён. Спекулятивной активности мы не наблюдаем — ситуация стабильная и контролируемая. Основное давление на курс сегодня формируют именно рыночные факторы: активное освоение бюджетных средств, рост импортных закупок, а также сезонные выплаты дивидендов и туристический спрос», — настаивает руководитель Национального банка.
По поводу необходимости интервенций Тимур Сулейменов написал следующее: «Кто-то говорит, что нам нужно делать интервенции, стабилизировать курс. В этом есть правда, если курс волатилен и нестабилен под воздействием спекулятивных факторов. Если же курс движется вверх или вниз под воздействием рыночных или фундаментальных факторов, интервенции не помогут, а только навредят. Важно понимать, что неоправданные интервенции могут сыграть на руку именно спекулянтам, а не экономике в целом. Мы должны с умом распоряжаться национальными резервами».
В то же время Нацбанк готов «оперативно реагировать в случае резкой волатильности и спекулятивных операций», заверил Сулейменов. «Мы накопили 52,2 млрд долларов США международных резервов, которые позволят нам сгладить спекулятивные колебания», уточнил он.

В пятницу, 25 июля, курс доллара в Казахстане вновь преодолел рекордно высокий уровень: на вечерних торгах KASE он достиг 544,95 тенге, поднявшись за сутки на 2,87 тенге. В обменных пунктах Алматы и Астаны доллар приближался к психологической отметке 550 тенге. По данным Kurs.kz, средний курс продажи на 21:30 был 548,86 тенге, покупки — 545,29 тенге за доллар. В Астане в это время практически все пункты предлагали купить «зеленый» по 549 тенге.