«Становление»: казахстанский фильм европейского уровня

Дебютная полнометражная картина Жаннат Алшановой вошла в программу Пусанского международного кинофестиваля

Кадр из фильма «Становление»
Кадр из фильма «Становление»

В Южной Корее стартовал Пусанский международный кинофестиваль — крупнейший кинематографический форум Азии. В этом году в его программу вошел дебютный полнометражный фильм казахстанского режиссера Жаннат Алшановой «Становление», премьера которого состоится 23 сентября. Для Казахстана, киноиндустрия которого еще выстраивает инфраструктуру, это событие имеет значение, выходящее далеко за рамки искусства.

История взросления как метафора перемен

Сюжет «Становления» построен вокруг 17-летней Милы (Тамирис Жангазинова), которая ищет выход из своей хаотичной семейной жизни. Мать снова и снова оставляет Милу и ее младшую сестру в отеле, пусть даже приличном, и спокойно отправляется на свидание к возлюбленному, с которым уже обещала порвать. Пока сестра сидит в номере, погруженная в игры, Мила отправляется в бассейн. Там она сталкивается с Владом (Валентин Новопольский), тренером команды девушек по плаванию на открытой воде. Возмущенная его «подсказками» о дыхании и технике, она все же заинтригована молодым человеком. Подделав подпись матери, героиня присоединяется к его команде и впервые обретает чувство структуры и принадлежности. Вода становится для Милы не только спортивным вызовом, но и метафорой взросления: изменчивая погода, глубина и течение отражают внутреннюю борьбу и поиск баланса. Однако устойчивость ее жизни длится недолго. Влад узнает нечто существенное о ее семье и решает отдалиться. Так равновесие Милы снова находится под угрозой и ей приходится решать, как далеко она готова зайти ради своей новой опоры.

Жаннат Алшанова
Жаннат Алшанова
Фото: © Зарина Гайнулина

«Плавание — один из самых одиноких видов спорта, а открытая вода — это еще и постоянная неизвестность. Погода может меняться, течение — сбить вас с курса, а глубина под вами неизвестна, — рассказывает Жаннат Алшанова. — Это заставило меня задуматься о психическом пространстве пловцов и о том, что они находят в этом одиночестве. Все это идеально подошло для истории о юности, уязвимости и попытке обрести собственные ориентиры».

Объясняя мотивацию снять картину о девушке-спортсменке и ее взрослении, Алшанова говорит, что мир полон таких молодых людей — «таких Мил, застрявших между ожиданиями и эмоциональной пустотой, между амбициями и выживанием, потребностью принадлежать и желанием сбежать».

Казахстан — относительно молодая страна: всего 34 года с момента обретения независимости. За это время население уже пережило несколько волн перемен. Каждое поколение пытается «сделать все правильно» в постоянно меняющемся политическом и социальном ландшафте. Бабушка и дедушка Милы представляют собой стабильный средний класс, основанный на традиционных, консервативных ценностях. Однако эта структура не работает для их дочери Далиды, которую тянет к более открытому и спонтанному образу жизни. Та разрывает связи с прошлым, убежденная, что сможет построить лучшее будущее на своих условиях для себя и своих дочерей. Она мечтает переехать с семьей за границу, но структура, которую она создает, также нестабильна, и она не может полностью понять, почему.

Режиссер поясняет, что ей было интересно исследовать, как молодая женщина, подобная Миле, справляется с этими унаследованными ожиданиями и противоречиями, чтобы определить свою собственную правду и нравственные ориентиры. «Мы много говорим о расширении прав и возможностей, но редко признаем эмоциональную цену», — отмечает Алшанова. Похоже, режиссер настроена серьезно: на повестке не только вопросы об издержках ускоренной модернизации, но и более широкие, например, «Куда мы идем?» и «Почему?» — понятные зрителям и в Казахстане, и за его пределами.

Несмотря на то что фильм глубоко укоренен в казахстанской реальности, его производство стало примером подлинного международного сотрудничества. В проекте участвовали компании из Казахстана, Франции, Нидерландов, Литвы и Швеции. Бюджет составил около 1,2 млн евро, что является немалой суммой для дебютной картины, снятой в Центральной Азии.

«Финансовый риск был велик, — признается продюсер Жан-Лоран Чсинидис. — Но нам удалось собрать команду, готовую поверить в историю, и показать, что в Казахстане возможно снимать кино европейского уровня». Основные съемки заняли всего 25 дней. Они проходили с августа по сентябрь 2024 года на территории Казахстана. 

Оператором стала знаменитая Каролин Шампетье — постоянная соратница Лео Каракса, работавшая над фильмом «Аннетт». Художником по костюмам выступила литовка Фауста Науяле, а за звук отвечал голландец Ранко Паукович, известный работой над номинированным на «Оскар» саундтреком Йохана Гримонпре. Такое сочетание локальной истории и мирового профессионализма усиливает универсальность картины и повышает ее экспортный потенциал.

Кадр из фильма «Становление»
Кадр из фильма «Становление»

Новое поколение кино

Важным контекстом «Становления» является и то, что его сняла женщина-режиссер. В индустрии, где по-прежнему доминируют мужчины, особенно в Центральной Азии, создание такое фильма принимает другой смысл. Это не только рассказ о девушке, но и пример женского лидерства, которое все чаще становится частью культурной экономики Казахстана.

К этому следует добавить, что Алшанова — одна из немногих женщин-режиссеров из Центральной Азии, чей голос активно звучит на ведущих мировых площадках. Ее короткометражные работы участвовали в Каннах, Сандэнсе, Локарно и TIFF. Но именно «Становление» стало настоящим прорывом. После мировой премьеры в Локарно фильм теперь выходит в Азию — в Пусан, фестиваль, который во многом определяет судьбу фильмов в регионе.

Для Казахстана это не только признание качества национального кино, но и символический выход на новый уровень культурной дипломатии. Если в 1990-е режиссёров вроде Дарежана Омирбаева критиковали за «непарадные» образы страны, то сегодня индустрия и аудитория готовы к более сложным и неоднозначным историям. Как отмечают зарубежные продюсеры картины, современная республика уже достаточно стабильна, чтобы через кино поднимать сложные и болезненные темы, не опасаясь ущерба для имиджа.

Кадр из фильма «Становление»
Кадр из фильма «Становление»

Культурная индустрия как инвестиция

Успех «Становления» — это не только художественная победа, но и инвестиция в будущее индустрии. В условиях когда бюджеты фильмов в Казахстане растут, а государственная поддержка остаётся ограниченной, каждый международный проект становится сигналом: творческие индустрии способны дать импульс развитию.

Такие фильмы открывают путь для дистрибуции, международных партнеров и дальнейших инвестиций. Они формируют новую репутацию страны, которая начинает ассоциироваться не только с сырьевыми отраслями, но и с современным искусством. Это пример того, как культурный капитал превращается в экономический ресурс.

Для Жаннат Алшановой «Становление» — лишь первый шаг. Она живет между Алматы и Лондоном, управляет собственной независимой компанией Accidental Films и входит в профессиональные ассоциации BAFTA Connect и Directors UK. Путь ее картины от Локарно до Пусана показывает: Казахстан уже обозначен на мировой кинематографической карте. И хотя поддержка молодых авторов внутри страны еще нуждается в системных решениях, именно такие проекты демонстрируют, что у Казахстана есть шанс стать заметным игроком в международной культурной экономике.

Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
Выбор редактора
Ошибка в тексте