Школьный шопинг: Как казахстанские родители готовились к новому учебному году
Менее всего казахстанцы охотятся за брендами, собирая детей в школу

Сколько в 2024 году казахстанцы потратили на покупку школьных принадлежностей, какие факторы играли ключевую роль при выборе товаров и где предпочитали совершать покупки к школе? Эти и другие вопросы изучали аналитики международного исследовательского холдинга 4Service перед началом нового учебного года.
Чем больше детей школьного возраста в семье, тем ощутимее расходы перед 1 сентября. Результаты исследования показали, что большинство казахстанских семей, в которых есть школьники, воспитывают одного (38%) или двоих (45%) детей. И только 18% семей имеют троих или более детей. Что касается пола, то распределение почти равномерное — среди школьников 55% девочек и 45% мальчиков. А средний возраст детей в семьях со школьниками составляет 10 лет.
Подготовка к школе: цена вопроса
Каждый третий родитель в Казахстане согласен с утверждением, что чем старше ребенок, тем дороже обходятся покупки к школе, потому что ребенку с возрастом нужно все больше вещей. Но, большинство (50%) опрошенных считают, что расходы с каждым годом увеличиваются из-за постоянного роста цен.

В среднем жители Казахстана тратят на подготовку одного ребенка к школе 78 536 тенге. Эта сумма покрывает покупку всех необходимых товаров и принадлежностей. Только для 23% казахстанских родителей сборы ребенка в школу обошлись менее, чем в 52 860.
Школьный сезон: в поисках экономии
Учитывая внушительные суммы, которые приходится выделять из семейного бюджета на школьные принадлежности, многие (61%) родители ищут возможность сэкономить, отслеживая специальные предложения и скидки. Еще треть опрошенных также не прочь воспользоваться акциями, но делают это ситуативно, не мониторя их намеренно.

Лидером по количеству акционных предложений казахстанские родители чаще всего называли рынок (29%), 21% респондентов считают, что лучшие скидки на канцелярию предлагает Wildberries, 11% отдают предпочтение Abdi, 9% — маркетплейсу Kaspi, а 7% — Small.
В целом школьные принадлежности (не одежду) казахстанцы предпочитают покупать в специализированных магазинах (54%) и на рынках (52%). Школьный онлайн-шопинг также популярен для 41% современных родителей. А вот супермаркеты менее востребованы для приобретения такой категории товаров — их выбирает каждый пятый родитель школьника.
Кроме широкого ассортимента и выгодных ценовых предложений, казахстанцы также оценивают соотношение цены и качества при планировании покупок. По мнению почти половины (45%) опрошенных в этом смысле выигрывают рынки, базары и ярмарки. На втором месте с ощутимым отрывом (18%) находится Wildberries. Еще 14% респондентов выбирают Abdi.
Учебный год 2024: стратегии покупок, приоритеты и проблемы
Готовясь к началу 2024-2025 учебного года, почти половина (45%) казахстанцев покупали школьные принадлежности с расчетом только на первое время, чтобы избежать финансового бремени от масштабной закупки. В то же время каждый третий родитель (30%) купил все и сразу, чтобы до конца учебного года не возвращаться к вопросу канцелярии и прочих атрибутов учащихся. Еще 20% делают покупки к школе раз в полугодие.

При выборе школьных принадлежностей казахстанские покупатели ориентируются на ряд критериев, ключевыми из которых являются качество (98%), безопасность (93%) и цена (91%). На параметры экологичности и дизайна обращают внимание 80% респондентов. Эргономика и наличие хороших отзывов с рекомендациями по важности занимают средние позиции. А вот менее всего казахстанцы охотятся за брендами во время школьного шопинга.
В большинстве городов и регионов респонденты положительно оценивают ассортимент школьных товаров. 68% опрошенных отмечают, что удовлетворены или почти удовлетворены наличием и выбором таких товаров в местных магазинах. При этом среди основных проблем при покупке канцелярии большинство называют высокие цены (71%), скудный ассортимент (41%) и сомнительное качество продукции (29%).
Следует отметить, что школьные покупки чаще всего осуществляются совместно с детьми. 52% опрошенных активно вовлекают своих детей в процесс выбора товаров для школы, превращая предшкольный шопинг в семейное мероприятие. Еще 41% родителей предоставляют детям частичную свободу выбора, в то время как только 7% предпочитают заниматься покупками этой категории самостоятельно.