Санжар Бокаев об измененных правилах ввоза авто: Это антинародные нововведения

Автомобили моложе трех лет смогут ввозить в Казахстан только юридические лица

Санжар Бокаев
Санжар Бокаев
Фото: © Forbes.kz

С 1 декабря 2024 года в Казахстане изменятся правила ввоза автомобилей как для физических, так и для юридических лиц. 18 ноября Комитет госдоходов Минфина РК опубликовал объявление об изменениях. В сообщении ведомства указано, что теперь автомобили моложе трех лет смогут ввозить только те лица, которые официально указаны в документе ОТТС («Одобрение типа транспортного средства»). То есть только юридические лица, так как данный документ физическим лицам не выдается. Более того, право ввоза сохраняется только за теми, кто непосредственно указан в документе ОТТС.

«Согласно разъяснению Министерства промышленности и строительства Республики Казахстан, транспортные средства, с даты изготовления которых прошло менее трех лет и ввозимые на основании ОТТС, имеют право ввозить лица, указанные в ОТТС, оформленные с применением подпункта б) пункта 10 Правил ввоза на таможенную территорию ЕАЭС продукции, подлежащей обязательной оценке соответствия на таможенной территории ЕАЭС, утвержденного решением Совета ЕЭК от 12 ноября 2021 года № 130. В свою очередь, использование ОТТС допускается исключительно в случае, если декларантом такой продукции является лицо, указанное в ОТТС», — сказано в сообщении КГД.

На этом нововведения не закончились, и казахстанцы (речь идет о физлицах) теперь не смогут завозить из других стран более одного автомобиля в год. Об этом сказано в документе Министерства промышленности и строительства РК (имеется в распоряжении редакции Forbes Kazakhstan). Документ адресован Комитету технического регулирования МТИ и Комитету госдоходов Минфина. Он датирован 25 сентября и подписан вице-министром промышленности и строительства Куандыком Кажкеновым.

«К товарам для личного пользования, утвержденным приказом Министра финансов Республики Казахстан от 31 марта 2015 года Nº250, транспортные средства для личного пользования, ввозимые на таможенную территорию Таможенного союза любым способом, если их количество превышает 1 (одну) единицу в год, рассматриваются как предназначенные для предпринимательской деятельности. Соответственно, физическое лицо может ввозить транспортное средство только для личного пользования, а юридические лица, не являющиеся официальными представителями иностранных изготовителей, — транспортные средства, ранее участвовавшее в дорожном движении в третьих странах и с момента изготовления которого прошло более трех лет», — сказано в тексте документа.

Как сообщил Forbes Kazakhstan общественный деятель, политолог, лидер движения «Нет утильсбору!» Санжар Бокаев (он и предоставил документ редакции), эти нововведения «антинародные».

— Если раньше казахстанцы могли завозить для личного пользования автомобили, то сейчас нас лишают такого права. И теперь казахстанцы смогут завозить всего один автомобиль в год. Ставки и таможенные платежи вырастут с 27% до 42% и выше. Однако казахстанские автодилеры, которые будут завозить по 150 тысяч автомобилей вместе, не будут платить все эти платежи, — сказал Санжар Бокаев и добавил: — Правительство умышленно вводит монополию на ввоз и торговлю автомобилями, чтобы этим занимались только отдельные олигархи.

В правительстве эти изменения объясняют просто — борьбой с серым импортом. Но Бокаев категорически не согласен с этим объяснением.

— С каким серым импортом, если казахстанцы, когда завозят автомобили, оплачивают все, что предусмотрено законом? При импорте автомобилей необходимо оплачивать НДС 12%, таможенные платежи 15%, утильсбор оплачивается в зависимости от объема двигателя, СБКТС (сертификат безопасности транспортного средства — F), кнопка ГЛОНАСС — это все оплачивают физлица. Олигархи же под видом отечественного производителя не оплачивают из этого ничего. И считается: то, что завозят физлица, — это серый импорт, а автодилеры — это классные бизнесмены, которые нужны нашей стране. Но от них ни НДС не поступает в бюджет, ни «таможню» они не оплачивают, ни утильсбор, ни «первичку» — ничего.

Санжар Бокаев считает, что принимая такие нововведения и ведя такого рода борьбу с серым импортом, правительство создает выгодные условия только автодилерам, ведь в Казахстане покупать автомобиль на порядок дороже, чем за границей.

— Например, Hyundai Elantra в Китае стоит 4 миллиона 200 тысяч тенге. Казахстанцу, который привезет эту машину, следует оплатить пошлину, НДС, таможенный сбор. Все это вместе 2 миллиона тенге. Кнопка ГЛОНАСС за 180 тысяч, утильсбор 646 тысяч тенге, СВХ, получение номеров. И максимум эта машина будет стоить 8 миллионов тенге для казахстанца, который привезет ее из Китая. В Казахстане эта самая «пустая» Elantra у автодилера стоит уже 10 млн, а в случае если комплектация выше, то стоимость Elantra доходит до 13 миллионов, — подсчитал Бокаев.

Более того, изменения не позволят казахстанцам завозить свежие автомобили: не то что текущего года выпуска, но даже двухгодичные.

— Автомобили, с даты изготовления которых прошло менее трех лет, имеют право ввозить только юридические лица. Что это означает? Что если вы захотите купить новый автомобиль или хотя бы двухлетний 2022-го года, то вам не позволят этого сделать. Вам скажут: вы можете завезти только автомобиль до 2021-го года, потому что новый автомобиль вы должны будете купить у олигархов. И с накруткой 60-70%, — объясняет Бокаев.

Спикер считает, что Министерство торговли и интеграции может препятствовать оформлению сертификатов безопасности на автомобили, ввозимые физлицами из третьих стран и не предназначенные для личного пользования.

— Что такое «не предназначено для личного пользования»? Если вы привезете себе автомобиль, то вы не сможете даже таксовать на этом автомобиле. Вы можете возить только себя. В документе также написано, что автомобили не должны использоваться для промышленной или коммерческой перевозки товаров за вознаграждение или бесплатно. Условно, вам звонит ваш родственник или сосед и говорит: помоги мне, пожалуйста, перевезти микроволновку. А вы не сможете, потому что привезли автомобиль для личного пользования, — приводит примеры Бокаев.

Спикер считает, что решение, принятое на заседании под председательством первого заместителя премьер-министра Романа Скляра о нововведениях, — «антиконституционное».

— Одним своим решением Роман Скляр запретил казахстанцам ввоз коммерческой и спецтехники. Если многодетная семья захочет себе привезти микроавтобус на восемь мест и выше, то не сможет этого сделать, потому что эта машина считается коммерческой техникой и сюда привезти эту технику смогут только олигархи. И плевать в правительстве хотели на Конституцию, где в статье 26 четко сказано, что граждане РК могут иметь в частной собственности любое законно приобретенное имущество, что каждый имеет право на свободу предпринимательской деятельности, свободное использование своего имущества для любой законной предпринимательской деятельности; монополистическая деятельность ограничивается законом; недобросовестная конкуренция запрещается. Но ведь это и есть недобросовестная конкуренция! — восклицает собеседник.

Санжар Бокаев утверждает, что когда в Казахстане вступят в силу эти нововведения (а это уже 1 декабря 2024 года), оформление нового автомобиля, купленного за рубежом, будет дороже самой машины.

— То, что они запрещают ввозить более одного автомобиля на физлицо в год, еще приводит к тому, что оформлять этот автомобиль будут как ручную кладь. Что это означает? Что если раньше мы оплачивали 12% НДС и 15% таможенной пошлины, или 27% в общем, то теперь будем оплачивать минимум 42% от стоимости автомобиля. Плюс утильсбор и прочие платежи. Итого стоимость оформления будет выше, нежели стоимость самого автомобиля. И когда примут эту норму, то та же самая «пустая» Elantra уже будет стоить не 10 миллионов, а все 14 миллионов, — утверждает Бокаев.

Спустя два дня после того, как Министерство промышленности опубликовало информацию об изменении порядка ввоза транспортных средств, в Министерстве финансов сделали заявление о том, что эти нововведения нуждаются в дополнительном анализе и детальной проработке. По словам главы ведомства Мади Такиева, в этом вопросе «много рисков».

Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
Выбор редактора
Ошибка в тексте