Рынок подержанных авто в Казахстане выйдет из тени
- Как вы оцениваете дальнейшее развитие рынка автокредитования в Казахстане?
- Рынок автокредитования - относительно новый в Казахстане. Значительный рост рынка отмечен лишь за последние пять лет. Потребители в основном использовали свои сбережения для покупки машин на автобарахолке. Между тем, Евразийский Банк ориентируется на официальные дилерские сети и устанавливает долгосрочные отношения с участниками автомобильного рынка Например, мы работаем с компанией «БИПЭК Авто», представляющей 55-56% всего казахстанского рынка новых автомобилей. Мы также работаем с «Астана Моторс» и многими другими дилерами. В Казахстане примерно 70% продаж новых автомобилей финансируется при помощи займов, при этом из них в течение последних 3 лет каждый четвертый приобретается в кредит от Евразийского Банка. Мы не монополисты, но, безусловно, занимаем лидирующее положение в этой сфере.
На 37% упали за год продажи новых авто в Казахстане
Продажи новых автомобилей в Казахстане в сентябре по сравнению с августом у... →
- Некоторые из ваших конкурентов работают как с независимыми импортёрами, так и с официальными дилерами. Как вы считаете, в перспективе эта модель осуществима для вашего банка?
- Мы живем в XXI веке и должны понимать, что эта модель нерациональна и больше не работает. Те, кто продолжают работу в этом направлении, либо не понимают этот сегмент рынка, либо не ориентируются на формирование долгосрочных отношений. Одно из наших преимуществ заключается в том, что у нас есть сотрудники с опытом работы как в финансовых, так и в автомобильных компаниях. К примеру, я 8 лет проработал в Renault и Renault Credit в Польше, Франции и Чехии. Поверьте, там никто не работает с «серым» рынком (неофициальными дилерами).
Следующим закономерным шагом в Казахстане будет развитие официального рынка подержанных автомобилей, и на то существует ряд причин.
Во-первых, безопасность. Число аварий из-за автомобилей низкого качества колоссально. Безопасность – ключевой фактор, и машины на дорогах должны быть в надлежащем состоянии.
Во-вторых, одной из характеристик рынка является то, что более 50% существующих в Казахстане машин старше 10 лет, следовательно, это довольно старый парк. Значительный возраст имеющегося автопарка в сочетании с быстро растущими официальными продажами машин приблизит нас к стандартизированному рынку подержанных автомобилей в будущем, которым будут управлять официальные дилеры.
Регистрационный сбор за ввоз авто составит в РК от $367 до $3670
Ввести сбор за первичную регистрацию ввозимых автомобилей предлагает Минист... →
Нынешний рынок Казахстана напоминает рынок Польши и Чехии в 1990-х. В то время в обеих странах существовали схожие «серые» рынки, полностью исчезнувшие в настоящее время. Новые дилеры начинали выкупать у клиентов машины с пробегом и сформировали действительно профессиональный рынок подержанных автомобилей, так как поняли, что могут хорошо заработать на этом. Я уверен, что эта тенденция распространится и в Казахстане.
- Представители нового поколения сегодня часто не видят необходимости в покупке собственного автомобиля. Они считают, что это дорого и нецелесообразно. Менталитет действительно меняется, и, вероятнее всего, люди будут склоняться к тому, чтобы выплачивать ежемесячно определённую сумму и брать напрокат машину, которую можно менять на новое авто каждые два года. Что вы об этом думаете?
- Что касается рынка лизинга легковых машин, трудно сказать, будет ли он динамично расти. Я помню, что в 1980-90-е в Европе широко обсуждался вопрос лизинговых продуктов в сравнении с амортизируемыми займами. Великобритания полностью перешла на продукты лизинга, о чём свидетельствует широкое использование арендуемых автомобилей в стране. Однако жители, скажем, Германии или Франции более консервативны и предпочитают быть собственниками своих машин, несмотря на то, что лизинг может быть более дешёвым вариантом. Таким образом, это зависит от конкретных стран и регионов. Я вижу, что в Казахстане люди предпочитают быть владельцами своих машин. На текущем этапе развития рынка автомобиль – показатель имиджа и личного статуса его владельца, а это своего рода индикатор социального положения. С трудом верится, что лизинг или аренда автомобилей будут восприняты здешними клиентами в ближайшие годы, хотя нам стоит учитывать не только физические лица. Думаю, что для крупных предприятий и субъектов МСБ существует реальная необходимость в операционном лизинге.
Как чувствует себя автопром РК после «российской распродажи»
Как изменился рынок легковых автомобилей Казахстана и как внешние факторы н... →
- Мы провели ряд интервью с участниками авторынка, и большинство говорят, что текущие процентные ставки по автокредитам высоки.
- Это не совсем правильно, поскольку есть широкий спектр кредитных продуктов. Есть беспроцентные займы, так называемая «рассрочка», предполагающая большой первоначальный взнос - около 40-50%. Многим это не под силу, поэтому продажи в рассрочку составляют лишь 7-10% от нашего объема реализации. Говоря о ставках, необходимо учесть, что мы кредитуем в тенге, а просчитать стоимость ресурсов в тенге на пять лет достаточно непросто. Этот фактор имеет прямое влияние на стоимость кредитного продукта.
- Повлияет ли ЕАЭС на ваш розничный бизнес в будущем?
- Если говорить только об автокредитовании, то опосредованное влияние есть. В прошлом году наблюдался большой объём неофициального импорта автомобилей. По некоторым данным, значительное количество автомобилей было ввезено в течение последних двенадцати месяцев. Продажи этих автомобилей не финансировались через банки, и для официальных дилеров это убыток. Отсюда прямая зависимость: чем меньше продаж автомобилей - тем меньше мы выдаем кредитов. Потому влияние, безусловно, есть.
- Какие ещё существуют угрозы, которые могли бы повлиять на рост авторынка в Казахстане?
- Думаю, что ситуация с диспаритетом российского рубля и тенге на рынке импортных автомобилей является основной угрозой. Ещё одна заключается в том, что некоторые официальные автодилеры могут оказаться уязвимыми с финансовой точки зрения. Риск ухудшения их финансового положения может негативно сказаться на продажах и косвенно повлиять на наш бизнес автокредитования.
- Спасибо за интервью!