Раннее образование на первом месте: как саммит G20 меняет глобальную политику
Недоступность дошкольного образования лишает миллионы детей будущего
ЛОНДОН — Утвержденная по итогам недавнего саммита «Большой двадцатки» (G20) в ЮАР декларация лидеров подтвердила готовность этой группы решать насущные мировые проблемы — от неравенства и длительных конфликтов до искусственного интеллекта (ИИ) и изменения климата. Была также достигнута историческая веха: G20 впервые назвала образование одним из глобальных приоритетов.
В декларации подчеркивается срочная необходимость инвестировать в раннее образование детей и дается обещание «использовать комплексные подходы», поскольку инвестиции в «воспитание и обучение детей младшего возраста» являются «жизненно важными… для социального и экономического будущего государств».
Это понимание требовалось уже давно. В мире, для которого характерна экономическая волатильность, наиболее эффективные инвестиции — это инвестиции в людей. Мало что приносит столько отдачи, сколько поддержка детей в первые 5-6 лет их жизни. В этот период у них формируются навыки, содействующие долгосрочному росту и социальной сплоченности.
Сегодня многие дети лишаются перспектив еще до достижения школьного возраста. В мире более 40% детей дошкольного возраста (примерно 350 млн) не имеют доступа к качественному уходу. Результат — колоссальные потери человеческого потенциала, что тормозит развитие общества и экономики.
Ранний возраст, когда происходит развитие 90% мозга, дает уникальную возможность для создания фундамента для обучения, здоровья и благополучия в течение всей жизни. Накопленные за десятилетия данные показывают, что каждый $1, вложенный в воспитание и обучение детей младшего возраста, приносит до $17 экономической отдачи, помогая разорвать порочный круг нищеты и уменьшить неравенство. Расширение доступа к услугам ухода за детьми позволяет также большему числу женщин выходить на рынок труда и оставаться в нем, что усиливает устойчивость домохозяйств и национальную экономику.
ООН уже признала важность инвестиций в воспитание и обучение детей младшего возраста, утвердив «Цели устойчивого развития» (ЦУР) в 2015 году. Их значение подтвердила в 2022 году «Ташкентская декларация» ЮНЕСКО, когда более 150 стран взяли на себя обязательства провести как минимум год бесплатное дошкольное обучение для детей, а также выделять на дошкольные программы не менее 10% от бюджетного финансирования на образование.
Вопреки всем этим обещаниям, финансирование раннего обучения остается явно недостаточным. В странах с низкими и средними доходами у 180 млн детей в возрасте 3-4 лет по-прежнему нет доступа к базовым услугам.
На программы дошкольного развития приходится менее 2% международной помощи в сфере образования. Также многие страны с низкими доходами выделяют на воспитание и обучение детей младшего возраста менее 2% своих бюджетных расходов на образование.
На этом неутешительном фоне усиливается стремление к переменам, в первую очередь благодаря активной роли крупных развивающихся стран, как входящих, так и не входящих в состав G20. Поддержка детей младшего возраста заняла центральное место в бразильской программе повышения социальной инклюзивности в период председательства этой страны в G20, а создание Глобального альянса по борьбе с голодом и нищетой (GAAHP) в конце 2024 года сигнализировало о широкой готовности бороться с неравенством между поколениями.
Бразилия также предпринимает амбициозные меры внутри страны. В начале года было объявлено о «Национальной комплексной политике для детей младшего возраста» и создании единой национальной базы данных, позволяющей отслеживать нужды детей и поддерживать реализацию единой стратегии во всех 5568 муниципалитетах страны, включая единую платформу, которая собирает данные о доступности мест в детсадах, вакцинации и этапах развития детей.
Недавний саммит G20 в Йоханнесбурге (впервые прошедший в Африке) позволил увидеть масштабы и неотложность проблемы. Уровень детской смертности на континенте по-прежнему в 14 раз выше, чем в странах с высокими доходами. Только каждый четвертый ребенок в странах Африки южнее Сахары посещает дошкольные учреждения. В ЮАР, где инвестиции в воспитание и обучение детей младшего возраста считаются одним из национальных приоритетов, недавно стартовала крупнейшая в истории страны программа раннего обучения. Президент Сирил Рамафоса воспользовался председательством ЮАР в G20, чтобы представить раннее обучение как глобальный императив и призвать правительства стран мира инвестировать в самых юных граждан.
Для мобилизации политической воли и финансирования, необходимых для преобразований в сфере воспитания и обучения детей младшего возраста, потребуются постоянные, скоординированные и многосторонние действия. В течение последних двух лет организация Theirworld пропагандировала эту задачу с помощью кампании «Действовать для младшего возраста», а недавнее объявление о проведении первой международной конференции, специально посвященной финансированию дошкольного образования (ее инициаторами стала коалиция стейкхолдеров из стран «Глобального Севера и Юга»), показывает, что ранний возраст, наконец-то, привлек заслуженное внимание.
Если заглядывать вперед, Международный финансовый саммит по вопросам раннего детства в 2027 году может дать возможность привлечь новое финансирование, перенаправить внутренние инвестиции и мобилизовать частный капитал. Что особенно важно, он может показать, что инвестиции в дошкольное образование — это не второстепенная задача, а необходимое условие для достижения ЦУР. Политические дискуссии, которые неизбежно последуют, должны быть построены на одном принципе: дети — на первом месте. Это самый надежный путь в более процветающий, миролюбивый и стабильный мир.
Джастин ван Флит, президент организации Theirworld, гендиректор Глобальной бизнес-коалиции в поддержку образования (GBC-Education)
Пиа Ребелло Бритто, глобальный директор по вопросам образования и подросткового развития в ЮНИСЕФ