Проект «Сделано в Казахстане»: посылка на миллион
![](https://img.forbes.kz/forbes-photobank/media/2024-06-19/c620b7d7-3542-4a35-9d3d-7c0d9b7aaa72.webp)
Сымбату 30 лет, его компания представлена в 22 городах Казахстана, а также в Москве и Екатеринбурге.
От двери до двери, из рук в руки
История SPD Express берет начало в 2000-х. Старший брат Сымбата проходил стажировку в американской компании United Parcel Service (UPS) – мировом лидере по доставке. После полугода работы, он вернулся в Казахстан и решил основать свою собственную компанию с западными стандартами и назвал её SPD, что расшифровывалось как Supply Parcel Delivery (доставка посылок).
![Как превратить мечту об идеальном питомце в доходный бизнес](https://img.forbes.kz/forbes-photobank/media/2024-06-19/e9239594-cc76-4207-a07c-e9f68273f31a.webp)
Как превратить мечту об идеальном питомце в доходный бизнес
Нуркен Халыкберген, известный пиарщик и начинающий предприниматель, один из... →
– В начале наша компания делала акцент на доставке от двери до двери и в основном ориентировалась на доставку автомобильным сообщением. В 2000-х рынок логистики в Казахстане еще не был развит, поэтому конкуренции практически не было. Это было время, когда люди от частного извоза переходили к цивилизованным видам доставки, именно поэтому мой брат сделал главную ставку на работе по принципу «от двери до двери», тогда это было актуально, – объясняет Сымбат.
С логистикой Сымбат впервые познакомился в студенческие годы, когда подрабатывал в компании брата. Приобретенный опыт даром не прошел, и в процессе у него возникла идея организовать бизнес по курьерской доставке.
– Если у брата был принцип «от двери до двери», то мне пришла в голову мысль о принципе срочной доставки «из рук в руки». У нас были клиенты, которые хотели не только качественно, но главное быстро получать свои отправления. Видя потребность этой услуги, я обратился к брату с просьбой использовать его бренд, который был уже на рынке известным. Аббревиатуру SPD я дополнил словом «Express» – продолжает Сымбат.
Стоит подчеркнуть, что к брату он обратился только с просьбой о бренде, стартовый капитал будущий бизнесмен взял в банке в виде кредита в $30 тыс.
![Сымбат Асылбеков. Сымбат Асылбеков.](https://img.forbes.kz/forbes-photobank/media/2024-06-19/45d8dd7b-bc7e-4f78-8ff0-64f9731a749d.webp)
– Это был 2012 год. К этому времени в Казахстане логистический рынок был уже достаточно развитым. На нем были и транспортные компании, и курьерские. Мы же сделали свой упор на развитие качественной и доступной мобильной доставке – говорит он.
За пять лет он развил бизнес и он вышел за пределы Казахстана. Клиентами Сымбата являются более 300 компаний в Казахстане, за годы существования SPD Express выполнила более миллиона доставок.
Господдержка, ГСМ и «черные курьеры»
Добиться хороших результатов – одно, а выжить среди мировых великанов – другое. Сегодня в Казахстане работают UPS, Pony Express, DHL, под тенью этих гигантов развиться в местный устойчивый актив, по словам Сымбата, было непросто.
– Согласно статкомитету, лидером на рынке является «Казпочта» с долей 60%, на втором месте DHL с 15%, далее идет Pony Express – 9%. Оставшиеся 16% занимают различные компании, – говорит глава SPD Express.
![Как под Карагандой выращивают форель в 30-градусный мороз](https://img.forbes.kz/forbes-photobank/media/2024-06-19/1b5409a6-9403-4061-935d-1e9cdd36066e.webp)
Как под Карагандой выращивают форель в 30-градусный мороз
Разведением радужной форели на озере Топар в 40 км от Караганды с прошлого ... →
Сегодня казахстанский рынок курьерских услуг оценивается в 45 млрд тенге, 41% из него – это пересылка документации, 30% – посылки и бандероли. Оставшиеся 29% составляют крупногабаритные грузы, «директ-мейл», Express-доставка и прочее.
– Как можно увидеть из цифр по долям, иностранным компаниям принадлежит почти 25% рынка. Это на самом деле очень большая часть. Надо учесть, что их прибыль уходит заграницу. Из нашего рынка логистики утекает много денег, потому что конкурировать местным компаниям достаточно сложно с международными брендами. Так же нет политики, направленной на поддержку казахстанских компании в стране. Но в конкуренции есть и положительный момент, мы ориентируемся на международные компании улучшаем сервис, работаем над программным обеспечение, пытаемся идти в ногу со временем, – говорит Сымбат.
Но это еще не всё. Бизнесмен подчеркнул, что логистика в РК в последние годы активно развивается и ежегодно прибавляет, примерно, по 16%. В 2016 объем оказанных услуг в этом секторе составил 37 млрд тенге. Несмотря на такие обороты, проблем в отрасли много.
– Рынок растёт. Но мы как компания испытываем большие трудности. У нас нет доступа к длинным и дешёвым деньгам. Второе – это очень плохое качество дорог, из-за которых приходится много вкладываться в амортизацию. Еще одна проблема – нет устойчивости цен на ГСМ. Из-за их волатильности мы не можем выставлять долгосрочные прогнозы порасценкам для клиентов, – объясняет бизнесмен.
![Проект](https://img.forbes.kz/forbes-photobank/media/2024-06-19/2658466d-978e-4313-9325-a1bfa4ea82d0.webp)
Проект "Сделано в Казахстане": лаборатория умных людей
Как выпускники алматинского «физмата» зарабатывают десятки миллионов на инн... →
Сымбат отметил и снижение покупательской способности, которая с девальвацией упала не в разы, а в десятки раз.
– Если взглянуть на цифры 3-4 годичной давности, то активность покупателей была намного выше. Из-за кризиса покупательская способность упала, раньше наши клиенты отправляли в неделю по 10-12 тонн груза, а сейчас отправляют 1-2 тонны. Мы спрашиваем:«Почему?».Они отвечают:«Нет активности на рынке».
Для полноты понимания, к вышесказанному надо прибавить еще одну тему – нелицензированную деятельность. Казахстанская логистика кишит компаниями-однодневками, у которых нет ни лицензий, ни материально-технической базы и даже самого простейшего – офисов. Часто клиенты, в погоне за низкими ценами, обращаются к перевозчикам, курьеры которых выполняют оформление документов не на официальных бланках, а на листах школьных тетрадок.
– Людям надо понимать, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Хорошую компанию можно распознать по бренду, по внешнему виду её работников. И даже на элементарные вещи также надо обратить внимание: есть ли у неё сайт или офис, заполняет её сотрудник официальный бланк или обычный блокнот, – объясняет Сымбат.
Не только клиенты страдают от таких компаний. «Черные курьеры» в погоне за легкой наживой демпингуют цены, отчего легальному бизнесу приходится совсем туго.
Планы на будущее
![](https://img.forbes.kz/forbes-photobank/media/2024-06-19/b7881f2e-2e34-405f-9c76-a39cc4994d51.webp)
Какая бы ни стояла погода на рынке, Сымбат строит планы на будущее. По его словам, сегодня главным направлением его компании является автоматизация – предприятие активно внедряет новые технологии.
– За инновациями будущее, поэтому мы развиваем онлайн-услуги, электронную коммерцию. Наша компания на сегодня создала собственное приложение, которое называется My Post. Тренды идут в ту сторону, что все больше потребителей классическим услугам предпочитают услуги в интернете, не выходя из дома. Кроме того, в ближайшие два года мы планируем динамично развивать продажи, для того, чтобы максимально увеличить свою долю на рынке. Сделать это мы планируем за счет привлечения корпоративных клиентов, – поделился Сымбат.