После рекордного 2023-го продажи машин в Казахстане падают

В 2024 году ожидается значительное сокращение реализации автомобилей

новые автомобили стоянка
Фото: © Depositphotos.com/elena_larina

По данным Казахстанского автомобильного союза (Қазақстанның автокөлік одағы, ҚАО), 2023 год отечественный авторынок завершил с самыми впечатляющими показателями за всю историю. Официальные дилеры реализовали 198 686 автомобилей, что на 60,2 % превысило показатели 2022 года, при этом доля автомобилей, выпущенных местными предприятиями, составила 70,7 %.

Как информирует ҚАО, доля автомобилестроения в машиностроительной отрасли за прошлый год выросла на 5,7 %, до 44,3 %. По сравнению с 2022 годом на 30,2 % увеличился выпуск транспортных средств всех типов — до 148 885 единиц в натуральном выражении и до 1,8 трлн тенге в денежном. Так, на костанайском заводе Allur выпущено 90 230 авто (+28,8 % к 2022 году), на алматинском Hyundai Trans Kazakhstan — 48 857 единиц (+31,3 %; в начале 2025 года на предприятии запустят мелкоузловую сборку Hyundai Santa Fe), семипалатинский СемАЗ — 3788 единиц коммерческой техники (+53,6 %). В Сарани на QazTehna выпущена 1801 единица коммерческой техники (+217,1 %), в Кокшетау на «КАМАЗ Инжиниринг» — 1352 грузовика (–7,5 %); на Hyundai Trans Almaty — 981 единица коммерческой техники (–2,6 %), в Семее на Daewoo Bus Kazakhstan — 609 автобусов (+190 %).

В десятке самых популярных брендов первое место занял Hyundai с долей рынка 23,5 % (46 725 единиц, +61,9 % к результатам 2022 года), на втором месте — Chevrolet (45 807 единиц, +33,6 %), на третьем — KIA (25 495 единиц, +76,8 %). Четвертое место занял Chery (12 229 единиц, +173,9 %), пятое — Toyota (10 756 единиц, +11,8 %), на шестом — Haval (7758 единиц, +403,9 %), на седьмом — Jac (7514 единиц, +122,9 %). Замыкают топ-10 самых продаваемых брендов Changan (6807 единиц), Jetour (3930) и Exeed (3884, +107 %).

Нагоняя упущенное

Президент ҚАО Анар Макашева признает, что, хотя 60-процентный рост продаж новых автомобилей превзошел самые смелые прогнозы, все же, согласно озвученному в ходе недавнего форума Kursiv Auto 2024 мнению экспертов, рост этот был во многом искусственным, вызванным отложенным спросом, который формировался на протяжении трех лет. В период пандемии на мировом рынке возник дефицит полупроводников, ситуацию усугубили война в Украине, вынужденный уход мировых брендов из России и нарушение налаженных логистических маршрутов.

Высокий спрос, отмечают участники рынка, наблюдался во всех сегментах, от массового до премиального, и лишь в прошлом году дилеры получили достаточно автомобилей, чтобы удовлетворить его. Многие производители перенаправили в Казахстан авто, произведенные для России, так что отечественный рынок получил их с избытком. Уход мировых брендов с российского рынка также подстегнул рост рынка казахстанского. Именно из Казахстана осуществлялся репэкспорт: люди покупали новые автомобили в салонах и перепродавали их в РФ, что еще больше подогревало ажиотаж на местном рынке.

Дефицит сказался и на сегменте подержанных авто: покупатели, не желая подолгу ждать официальных поставок новых автомобилей, уходили на вторичный рынок. Здесь, отмечает CEO Kolesa Group Дмитрий Ботанов, год от года незначительно снижается доля европейских автомобилей, наблюдается небольшой рост доли машин из Китая, Японии и Кореи. Ключевым фактором при выборе автомобиля остается цена. Покупатели рассматривают разные бренды и форм-факторы, но в итоге голосуют кошельком. Так, 70 % пользователей kolesa.kz ищут автомобиль стоимостью до 5 млн тенге, 50 % — до 10 млн; 30–35 % просматривают объявления о продаже новых авто и лишь 6–7 % из них совершают звонки. При покупке новых машин люди готовы рассмотреть чуть более дорогие варианты, чем аналоги на «вторичке» из-за наличия предложения рассрочки и кредитования.

Ликвидацию дефицита авто, экспансию китайских брендов, обновление модельной линейки, наличие привлекательных финансовых продуктов и предложений на рынке, запуск экономичных моделей по доступной цене (Chery Tiggo2, Bayon и др.) выделяют в качестве основных трендов 2023 года в компании «Астана Моторс». «Снятие пандемийных ограничений и открытие границ способствовали восстановлению рынка, который ранее был подвержен отложенному спросу. Это привело к значительному росту продаж автомобилей в 2023 году. Обновление модельной линейки стало еще одним важным трендом. Многие автопроизводители представили новые модели с улучшенными характеристиками, инновационными технологиями и более привлекательным дизайном, что способствовало увеличению интереса со стороны потребителей», — прокомментировали в пресс-службе компании.

В Orbis Auto в ответ на запрос Forbes Kazakhstan сообщили, что по итогам 2023 года реализована 18 921 единица новых легковых авто, что на 86 % больше, чем в 2022 году. С января по июнь 2024-го продажи автомобильной группы Orbis составили 8972 единицы. В 2023 году активно продавались все представленные в ее портфеле марки. В лидеры продаж вошли Hyundai (5420 единиц за год), Exeed (3777), Geely (3571) и Toyota (3529), сообщили в компании.

Устойчивый тренд

В 2023 году продолжалась экспансия на казахстанский рынок автомобилей из Поднебесной. По данным Агентства мониторинга и анализа автомобильного рынка (АМААР), на долю китайских брендов пришлась почти четверть продаж новых автомобилей, в топ-20 самых продаваемых легковых и легких коммерческих авто вошли 10 брендов из Китая. Значительная часть моделей представлена в ценовом диапазоне от 10 до 15 млн тенге, так что у тех, кто рассматривает возможность покупки в пределах обозначенной суммы, появилась альтернатива: приобрести на вторичном рынке автомобиль корейских, японских, европейских брендов или стать владельцем нового авто из Китая.

В прошлом году дистрибуция в составе Orbis Auto вывела на рынок РК пять новых моделей Geely — Tugella, Monjaro, Coolray, Emgrand, Atlas, а дистрибуция Exeed представила лимитированную версию VX, полноприводную модификацию LX, абсолютно новую модель RX. Кроме того, портфель брендов группы пополнил полностью электрический бренд ZEEKR, а также относительно молодой китайский бренд KAIYI.

В «Астана Моторс» связывают рост присутствия китайских брендов с тем, что их производители предлагают конкурентоспособные цены и современные технологии, а также с эффективной системой поставок, осуществляемых напрямую с заводов в Китае. В портфеле компании представлены такие бренды, как Chery, Haval и Tank (оба — от GWM), Changan. Осенью прошлого года «Астана Моторс» получила право представлять в Казахстане электромобили BYD.

В 2023 году Chery стал первым среди китайских автомобильных брендов и четвертым в общем зачете по количеству реализованных авто. Бренд расширил свой модельный ряд новым седаном Arrizo 8. «Заметную положительную динамику в продажах демонстрирует Haval. В прошлом году наша компания стала официальным дистрибьютором в Казахстане бренда TANK, продажи которого в 2023 году достигли 1015 единиц, мы также начали продажи пикапов GWM (реализовано 254 единиц). Продажи автомобилей Changan в 2023-м выросли более чем на 2300 %. Changan стал первым китайским брендом в портфеле компании, который начал продажи авто класса «седан», представленного моделью UNI–V. Этот шаг является частью стратегии Changan по расширению модельного ряда и укреплению своего статуса на рынке», — сообщили в «Астана Моторс».

Генеральный директор АМААР Артур Мискарян считает, что рост присутствия китайских брендов был неизбежен в силу ряда причин. На протяжении многих лет китайский авторынок является самым быстрорастущим в мире, и геополитические события лишь ускорили экспансию китайского автопрома. Кроме того, правительство КНР на протяжении последних 25 лет активно поддерживает своих производителей, в том числе в выходе на международные рынки и во вступлении в акционерный капитал других мировых производителей. В то же время, полагает эксперт, из-за стагнации на внутреннем рынке правительство Китая в ближайшее время столкнется с необходимостью стимулировать спрос и поддерживать меры по обновлению автопарка и вывозу подержанных авто за пределы страны, и это очень важно понимать казахстанским игрокам и регулятору. Участники рынка уже отмечают тревожную тенденцию увеличения доли б/у авто, так что в интересах Казахстана продвигать инструменты, стимулирующие обновление автопарка.

Электрический потенциал

Прошлый год также отметился заметным всплеском интереса к электромобилям. По данным Energyprom.kz, если на 1 августа 2022 года в Казахстане насчитывалось 448 электрокаров, то спустя год — 4670. В Алматы за этот же период число электромобилей выросло с 40 до 2800, в Астане — с 12 до 550. Как отмечают в Orbis Auto, полностью электрические или гибридные автомобили в 2023-м чаще, чем годом ранее, выбирали покупатели премиальных авто.

Дальнейший рост интереса к электромобилям, по мнению участников рынка, будет зависеть от состояния зарядной инфраструктуры, свой вклад в развитие которой вносят и они. Так, «Астана Моторс» в прошлом году стала официальным дистрибьютором электрооборудования и оператором сети ЭЗС для автомобилей на новых источниках энергии (NEV). Развитием инфраструктуры ЭЗС будет заниматься входящая в состав «Астана Моторс» компания Mycharge, совместно с китайским TELD, разработчиком стандартов в сфере сетевых технологий для зарядки электромобилей. На долю последнего приходится 33 % рынка ЭЗС Китая — более 20 тыс. станций и 450 тыс. терминалов в 360 городах. Первая ЭЗС Mycarge, сообщили в пресс-службе «Астана Моторс», откроется в Алматы летом нынешнего года, впоследствии сеть электрозаправок наряду с южной столицей покроет Астану и Шымкент. До конца года компания намерена ввести в эксплуатацию 42 станции на 80 терминалов, в 2025-м количество станций планируется увеличить до 92, а терминалов — до 178.

«Mycharge также сотрудничает с TELD по программному обеспечению, которое фиксирует состояние батареи, процесс зарядки, контролирует температуру батареи во время зарядки, собирает и обрабатывает аналитические данные c возможностью диагностики неисправностей и предложений по сервисному обслуживанию. В разработку ПО будет инвестировано 400 млн тенге. Для нас важно и то, что TELD придерживается принципа вторичного использования батарей от электромобилей, что решает вопрос с их утилизацией. Это важное преимущество», — прокомментировали в компании.

Хотя в целом 2023-й прошел под знаком беспрецедентного роста рынка, признаки спада продаж наметились уже к концу года. Впрочем, сегодня эксперты говорят о том, что рынок возвращается в нормальное состояние и небольшое охлаждение после выхода на пик продаж — логичная история.

По мнению участников рынка, свою роль сыграли анонсирование увеличения стоимости утильсбора в России, что сделало невыгодным ввоз туда автомобилей из Казахстана, насыщение внутреннего рынка после этапа бурного роста, а также ужесточение требований оценки платежеспособности заемщика. При этом в ҚАО считают, что в отношении автокредитования этот шаг не оправдан. «Залоговое кредитование — нормальный инструмент для обновления автопарка. Если покупатель берет кредит под залог приобретенного авто, а спустя некоторое время оказывается, что он не в состоянии его выплатить, он может получить отсрочку платежа, продать автомобиль, чтобы избавиться от проблемного кредита. Нужно внедрять инструменты, стимулирующие обновление автопарка: доступное финансирование для покупки новых авто, залоговое кредитование, выгодные программы трейд-ин», — комментирует Макашева.

Игроки прогнозируют, что в 2024 году продажи новых автомобилей составят 160–165 тыс. единиц, то есть будут ниже, чем в 2023-м, но все же значительно превысят показатель 2022-го. Наряду с ростом рынка, хотя и более умеренным, основными трендами останутся усиление конкуренции дилеров и брендов, укрепление позиций китайского автопрома, рост спроса на электромобили и гибриды и внедрение новых технологий.

Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
Выбор редактора
Ошибка в тексте