Почему нападают на медработников и как остановить агрессию?
Все люди имеют право на безопасность на рабочем месте

ПОРТ-ХАРКОРТ — Этим летом мужчина-пациент в специализированном госпитале в нигерийском городе Даматуру (штат Йобе) напал на женщину-медика после спора из-за оказания медпомощи. К сожалению, подобные инциденты часто случаются с медработниками в Нигерии, особенно женщинами. Опросы в больницах штатов Кадуна и Абиа показали, что 64 и 88% медработников соответственно подвергались агрессии на рабочем месте. В первый год моей практики в Нигерии (мне было всего 24 года) на меня напал один из родителей пациента в детском отделении, где я работала.
Нигерия не в одиночестве. За последние пять лет сообщений об агрессии против медработников стало больше во многих странах, в том числе в Австралии, Китае, Чехии, Франции, Германии, Польше, Словакии, Испании, Турции, Великобритании и США. По данным исследования 2019 года, 11% медсестер в Италии подвергались физической агрессии на работе в течение предыдущего года, а 4% столкнулись с угрозами огнестрельным оружием. Около половины всех медсестер сообщили, что подвергались вербальной агрессии.
Эти данные — лишь часть общей картины. Из-за уверенности, что подобная агрессия является «частью работы», а также из-за отсутствия протокола действий в случае нападения и из-за чувства эмпатии многие медработники не сообщают о подобных инцидентах. Когда в 2004 году на меня напали (я избежала тяжелой травмы головы только благодаря быстрому вмешательству родственника другого пациента), я отказалась от уголовного преследования преступника, сочувствуя его семье, которая страдала из-за болезни и последующей смерти ребенка. Вероятно, менее половины всех жертв агрессии в медучреждениях сообщают об этих инцидентах.
Учитывая это, Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) полагает, что в течение своей карьеры целых 38% медработников подвергаются физической агрессии в той или иной форме — в основном со стороны пациентов и посетителей. Эта цифра не учитывает вербальные угрозы и запугивание, с которыми сталкиваются многие медики, спасающие жизни, — часто в условиях сильного стресса и дефицита ресурсов.
Агрессии способствуют несколько факторов. Медработники — это обычно молодые женщины. Они вынуждены работать и в дневные, и в ночные смены в помещениях, доступных для широкой публики, включая людей, употребляющих наркотики или алкоголь, а также страдающих психическими заболеваниями. Кроме того, нехватка персонала и ресурсов означает, что медики обычно перегружены работой, им недоплачивают и у них нет доступа к инструментам, необходимым для оказания качественной и своевременной помощи. Длительное время ожидания усиливает стресс и недовольство у пациентов (и их родственников), которые часто ждут чуда, даже если приходят лечиться слишком поздно. На фоне слабости коммуникаций и защиты на рабочем месте агрессия превращается в постоянную угрозу.
Риски для медработников особенно возрастают во время стихийных бедствий, вооруженных конфликтов и других гуманитарных ситуаций, когда они могут стать объектом политического или общественного насилия. Во время пандемии Covid-19 социальная изоляция, дезинформация о вирусе и «дегуманизация» медработников (к которым относились как к ресурсу, а не как к людям) привели к резкому всплеску насилия.
В результате медработники часто страдают от тревожности, депрессии, выгорания на работе, посттравматического стрессового расстройства и других психических заболеваний. Согласно одному исследованию, около 76% медсестер в психиатрических учреждениях, которые пострадали от агрессии на рабочем месте, в дальнейшем демонстрировали симптомы депрессии.
Когда благополучие медработников снижается, снижается и качество обслуживания пациентов. Рост числа прогулов и уровня текучести кадров усугубляет проблему, особенно в условиях, когда всё меньше людей выбирают работу в здравоохранении. Сегодня мир испытывает дефицит медработников (по прогнозам, к 2030 году он достигнет 10 млн человек), поэтому речь идет о прямой угрозе здоровью населения.
Для защиты медработников требуется целый ряд мер. Прежде всего следует включить профилактику насилия и реагирование на него в программу их обучения и подготовки. Нужно обучать их стратегиям общения для деэскалации напряженных ситуаций, а также приемам самообороны для применения в случае вспышек агрессии. Командные тренинги помогут улучшить координацию ответных действий, позволяя другим работникам вмешаться, когда коллеги становятся объектом нападения.
Кроме того, надо расширить охват и улучшить применение действующих законов, которые защищают работников. Медучреждения должны следовать принципу абсолютной нетерпимости к насилию и ввести четкие протоколы мониторинга безопасности на рабочих местах, информирования и расследования инцидентов, возбуждения судебных дел против нарушителей. Быстрый арест и наказание преступников (как, например, после упомянутой выше атаки в госпитале Даматуру) может стать сдерживающим фактором. Также полезно нанимать подготовленных сотрудников охраны и внедрять надежные системы связи, которые позволят медработникам бить тревогу, когда их безопасность оказывается под угрозой.
Надо также целенаправленно стараться решить проблему дефицита медработников, например, перераспределяя выполнение задач, то есть полностью или частично передавая определенные обязанности персоналу с меньшей квалификацией, чтобы высококвалифицированные кадры могли сосредоточиться на задачах, которые требуют их знаний и опыта. В 23 странах Африки южнее Сахары такой подход уже позволил улучшить предоставление услуг по лечению ВИЧ/СПИДа, туберкулеза, гипертонии, диабета, психических и глазных заболеваний, а также по защите здоровья матери и ребенка, сексуального и репродуктивного здоровья, оказания неотложной помощи.
Все люди имеют право на безопасность на рабочем месте. Но когда мы не обеспечиваем это право медработникам, мы вредим не только им, но и здоровью населения, которому они служат.