Откуда у КТЖ долг 2,9 трлн тенге

По причине неэффективного управления и непродуманного разгосударствления «Қазақстан темір жолы» находится на грани выживания, уверен глава Высшей аудиторской палаты Алихан Смаилов

Алихан Смаилов
Алихан Смаилов
Фото: t.me/auditpalatasy

Руководитель Высшей аудиторской палаты Алихан Смаилов на заседании мажилиса 12 июня озвучил основные итоги аудита эффективности использования бюджетных средств, выделенных на развитие транспортной отрасли.

По данным руководителя ВАП, аудит проведен на 23 объектах с охватом 3 трлн тенге. По результатам выявлены финансовые нарушения на 29 млрд тенге, неэффективное планирование и использование бюджетных средств — на 168 млрд тенге. Экономические потери и упущенная выгода составили 307 млрд тенге. 5 материалов переданы в правоохранительные органы. 117 материалов направлены для привлечения к административной ответственности.

«Решение накопленных десятилетиями проблем преимущественно сводится к латанию дыр», — заявил Смаилов и обратился к железнодорожной отрасли, куда, по его словам, за последние 4 года направлено около 2 трлн тенге, в том числе 332 млрд тенге бюджетных средств.

Однако, несмотря на щедрые инвестиции, «имеет место высокий износ железнодорожных сетей, локомотивов и вагонов. За 2020–2023 годы зафиксировано более 4 тыс. нарушений безопасности движения на магистральных, стационарных и подъездных путях. Задержка пассажирских поездов только за 2023 год составила 412 часов, то есть с ростом к 2022 году в 5 раз», отметил докладчик.

«Некогда самодостаточная компания «Қазақстан темір жолы» по причине неэффективного и консервативного менеджмента, непродуманного разгосударствления находится на грани выживания, — уверен Смаилов. — Все высокодоходные услуги переданы в руки частных компаний. Созданные условия для излишних посредников вокруг КТЖ привели к завышению стоимости приобретаемых товаров и услуг более чем на 80 млрд тенге».

Еще одна проблема — завышение железнодорожных тарифов, в отдельных случаях на 32%, в том числе за счет включения затрат, которые фактически не производятся, отметил докладчик. Смаилов объяснил нарушение слабостью уполномоченного органа по регулированию тарифов. «Необходимо рассмотреть целесообразность дальнейшей работы частных железнодорожных перевозчиков, — считает экс-премьер. — 73% всего грузооборота КТЖ за период с 2020 по 2023 год перевезено по тарифам ниже себестоимости. Убытки по регулируемым тарифам составили 907 млрд тенге, в том числе более половины — по экспорту. При этом уровень отдельных регулируемых тарифов на экспорт ниже тарифов на перевозку социально значимых продовольственных товаров внутри республики. Все убытки перекрываются в основном за счет транзитных доходов КТЖ. (…) Это прямая дорога к банкротству».

Глава ВАП заявил, что «сегодня КТЖ не способна оплачивать свои обязательства. Компания находится в красной зоне кредитного риска. Ее долг на начало 2024 года составлял 2,9 трлн тенге и продолжает расти. 45% или 1,3 трлн тенге из общего долга направлено на рефинансирование ранее принятых долговых обязательств».

Также у Смаилова возникли вопросы к КТЖ касательно транзита грузов. По его данным, статистические данные не соответствуют фактическим показателям. «Нерационально закупать вагоны и локомотивы, если состояние и пропускная способность действующих магистральных сетей не позволяют их безаварийное движение без ограничения скорости на всем маршруте следования», — указал он и добавил еще одну тему — отсутствие комплексных цифровых решений при планировании и управлении движением, что, по его словам, сейчас осуществляется «фактически в ручном режиме».

Помимо высоких коррупционных рисков, это приводит к ухудшению показателей использования локомотивов и высокой доле порожнего пробега на уровне 39%. «Срок эксплуатации важной автоматизированной системы оперативного управления перевозками заканчивается в ноябре 2027 года. А новых решений до сих пор нет. Правообладателями основных систем являются их разработчики — иностранные компании. Права самостоятельной доработки, модернизации систем у КТЖ нет», — сообщил Смаилов.

Подводя итоги, ВАП пришла к выводу, что по отношению к КТЖ требуется принять кардинальные меры, а именно:

  • правительству, «Самрук-Қазына» решить вопрос долговой нагрузки КТЖ;
  • обеспечить направление доходов исключительно на восстановление производственных активов, в том числе на реновацию магистральной железнодорожной сети;
  • предусмотреть институт внешнего управляющего по развитию национальной железнодорожной компании;
  • ускорить цифровизацию процессов управления ж/д инфраструктурой и перевозками;
  • исключить излишние частные посреднические структуры в организации производственно-технологических процессов и при перевозках грузов и пассажиров».

«Ухудшение состояния активов, увеличение долгов и отсутствие возможности их своевременного возврата приведут к дефолту КТЖ без радикальной смены менеджмента», — заявил в конце речи Алихан Смаилов.

Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
Популярное
Выбор редактора
Ошибка в тексте