Не только деньги ЕНПФ: как регуляторы мотивируют банки кредитовать бизнес

АРРФР и Нацбанк уже выработали механизм инвестирования пенсионных активов в облигации БВУ, а теперь смягчают пруденциальные нормативы

Свернутые трубочками купюры тенге и доллара в маленьких баночках
АРРФР и Нацбанк выработали механизм инвестирования пенсионных активов в облигации банков
Фото: © depositphotos.com/LyazaTretyakova

Агентство по регулированию и развитию финансового рынка (АРРФР) и Национальный банк РК выработали механизм инвестирования пенсионных активов в облигации банков. Общий объем пенсионных активов, которые планируется направить на эти цели, составит около 500 млрд тенге на срок до 7 лет. Предоставленные средства предполагается размещать на рыночных условиях и направить на финансирование инвестиционных проектов бизнеса в приоритетных отраслях экономики. Из этой суммы на сегодня освоено только 39 млрд тенге, сообщил первый заместитель председателя АРРФР Нурлан Абдрахманов 7 августа на пресс-брифинге.

Ранее информация о «передаче» пенсионных средств на кредитование реального сектора через выпуск облигаций БВУ вызывала живую дискуссию среди членов общественного совета ЕНПФ. Отмечалось, что инвестиционная декларация и так разрешает вкладывать пенсионные активы в бумаги банков. Возникает вопрос, зачем отдельно выделять такое условие? Однако инициаторы идеи в качестве бенчмарка приводили январское размещение облигаций холдинга «Байтерек» на сумму 190 млрд тенге, из которых 173 млрд тенге привлекли за счет активов ЕНПФ, а 17 млрд тенге — средств других инвесторов.

Напомним, что в сентябре 2023 года президент Касым-Жомарт Токаев в послании народу Казахстана определил принципиальной задачей обеспечение ежегодного роста кредитования реального сектора на уровне 20% и даже поручил привлечь в страну три надежных зарубежных банка для повышения конкуренции.

С тех пор АРРФР и Нацбанк объединили свои усилия в этом направлении. Пока об иностранных инвесторах говорить рано. Но вот новый комплекс регуляторных мер уже разработан и даже был утверждён в июне.

Как пояснили в агентстве, принятые меры направлены на пруденциальное стимулирование банков, диверсификацию базы фондирования, расширение синдицированного кредитования и софинансирования, а также дальнейшую цифровизацию процедур оценки риска.

«Для снижения давления на ликвидность банков до 1 января 2026 года продлены сроки действия пониженных значений коэффициентов ликвидности (LCR, NSFR) на уровне 0,9, при условии перенаправления высвобождаемой ликвидности на кредитование реального сектора. Смягчены требования к порядку расчета коэффициентов ликвидности (LCR, NSFR). В части расчета LCR снижены коэффициенты оттока по вкладам нефинансовых организаций с 40% до 20%, введен коэффициент оттока по обязательствам банка, привлеченным в рамках государственных программ. В части расчета NSFR повышен коэффициент стабильного фондирования с 0% до 50% по вкладам нефинансовых организаций с возможностью безусловного досрочного изъятия. Принятые меры позволят банкам высвободить дополнительные средства для кредитования бизнеса», — уточнил все тот же Абдрахманов.

Также для снижения давления на капитал банков при кредитовании проектов МСБ и предоставлении синдицированных кредитов предусмотрено снижение риск-взвешивания по таким займам, добавил он.

«До 1 января 2026 года коэффициенты риск-взвешивания по займам субъектам МСБ снижены с 75% до 50%, по синдицированным займам со 100% до 50%. Это позволит высвободить дополнительные средства на кредитование бизнеса в размере до 127 млрд тенге. Оптимизировано понятие «один заемщик» посредством исключения критериев, не характеризующих экономическую или правовую взаимосвязь заемщиков. Для снижения уровня формируемых банками провизий смягчены требования к их расчету посредством пересмотра критериев вынужденной реструктуризации. Теперь к вынужденной реструктуризации относятся займы, по которым предоставления либо продления льготного периода, отсрочки одного или нескольких платежей по кредиту на срок более 60 дней приводят к снижению NPV в результате данной реструктуризации более чем на 10%. Такая мера позволит банкам быть более гибкими в отношении кредитов клиентов и будет способствовать увеличению кредитования», — считают в АРРФР.

Кроме того, в ведомстве добавляют, что для снижения административных барьеров требование по сверке и описанию существенных расхождений между финансовой отчетностью и налоговой декларацией отложено до 1 января 2026 года.

Также сообщается, что регулятор смягчил требования к процедурам оценки кредитного риска, в том числе требования к проведению осмотра залога в рамках принятия залога и выдачи займа, обеспечению объективности оценки стоимости залогового обеспечения со стороны независимых оценщиков.

Вместе с тем одним из приоритетных направлений расширения кредитования бизнеса, по мнению АРРФР, является развитие механизмов и софинансирования и синдицированного кредитования, правовая база для которого была создана в 2021 году.

«В прошлом году правительством по согласованию с агентством была утверждена Дорожная карта по синдицированному финансированию инвестиционных проектов, в мае 2023 года создан Проектный офис по синдицированному кредитованию с участием холдинга «Байтерек», фонда «Самрук-Казына», банков второго уровня, АФК и НПП «Атамекен». Сформирован пул инвестиционных проектов на сумму 1,4 трлн тенге», — говорит Нурлан Абрахманов.

В то же время он обращает внимание, что в июне 2024 года глава государства подписал законодательные поправки, разработанные АРРФР для дальнейшего развития механизма синдицированного кредитования.

Что касается вопросов цифровизации кредитования, то интеграция банков с государственными базами данных через платформу Smart Bridge и шлюз электронного правительства продолжается. В настоящее время реализована интеграция информационных систем банков с существующими и новыми сервисами по юридическим лицам, недвижимости, налоговым данным, лицензированию, доходам юридических лиц, перечислили в АРРФР.

Тем временем по итогам первого полугодия 2024 года казахстанские банки уже выдали новых займов реальному сектору экономики на 8,2 трлн тенге, что на 19,8% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В том числе кредиты крупному бизнесу выросли на 21,7%, до 3,6 трлн тенге, субъектам МСБ — на 10,8%, до 3,4 трлн тенге, и индивидуальным предпринимателям — на 46,4%, до 1,2 трлн тенге.

Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
Популярное
Выбор редактора
Ошибка в тексте