Найти свою нишу на конкурентном рынке
Как решить боль бизнеса и создать перспективный продукт

Первый и пока единственный казахстанский сервис кадрового документооборота Doodocs HR завершил прошлый год с объемом продаж в 45 млн тенге. Стоит уточнить, что запуск продукта состоялся в мае 2024 года, то есть сервис появился на рынке немногим более семи месяцев назад.
Тем не менее уже порядка десятка казахстанских компаний, пользующихся Doodocs HR, управляют через него более чем 10 тыс. сотрудников. Основатели проекта 35-летний Дагар Давлетов и 34-летний Абай Даутов в 2025 году хотят увеличить эту цифру в 10 раз. По их подсчетам, потенциальный объем рынка кадрового электронного документооборота составляет порядка 10 млрд тенге в год.
Стартаперский подход
Если вы поговорите с HR-менеджером любой крупной казахстанской компании про внутренние кадровые процессы, то от подавляющего большинства собеседников вы услышите примерно одно и то же. А именно — жалобы на то, что наем и оформление сотрудников отнимают много времени и сил, процессы не автоматизированы, данные приходится вбивать вручную — все это должно было кануть в Лету в век цифровизации. Казалось бы, вот она, та самая болевая точка, за работу над которой уже давно следовало бы взяться казахстанским IT-энтузиастам. Но только в 2024 году за проблему взялась астанинская компания Doodocs, которая выпустила на рынок свое решение для кадрового документооборота — Doodocs HR.
Сейчас сотрудники HR-департаментов пользуются множеством программ, от традиционных систем электронного документооборота, еnbek.kz до 1С и Word. Интегрировать все эти программы «кадровикам» приходится вручную, что совершенно непродуктивно, не говоря уже об огромном количестве ошибок, которые возникают в процессе этой работы.
Основатели Doodocs HR поставили перед собой задачу разработать продукт, в котором создаются и подписываются все кадровые документы. Перевод на другую должность, командировка, подписание заявления на отпуск, оформление больничных — все должно решаться через Doodocs HR. А главное преимущество продукта — это синхронизация с другими платформами.
Надо сказать, что эту нишу в Doodocs нашли не сразу. Компания оперирует на рынке с 2022 года и начала с разработки сервиса электронного документооборота, позволяющего клиентам создавать, отправлять и подписывать документы онлайн.
За дело взялись с чисто стартаперским подходом. Дагара Давлетова вообще можно назвать представителем первой волны казахстанских стартапов. Свой проект по доставке еды из ресторанов и кафе Grub он запустил еще в 2013 году. Это сейчас доставка еды — наша повседневность, а тогда Давлетов был чуть ли не первым, кто решил развивать данное направление. Нетрудно догадаться, что рынок в 2013 году просто не был готов к такому продукту. После Grub Давлетов запускал школы программирования Method и alem, затем занялся аутсорс-разработкой, но, по его признанию, это оказалось «неимоверно скучно».
Тогда-то и произошла встреча Дагара с Абаем Даутовым, у которого был богатый опыт работы в корпоративной среде. Вместе они решили заняться проектом в сфере электронного документооборота, потому что поняли: существующие системы слишком громоздки и неудобны, особенно для удаленного подписания документов. К тому же развитие технологий ЭЦП открыло новые возможности для автоматизации этого процесса.

С помощью конструктора Doodocs пользователи получили возможность быстро формировать персонализированные документы, а интеграция с eGov Mobile обеспечивает подписание ЭЦП. К слову, в прошлом году продажи данного продукта принесли компании 550 млн тенге.
Проработав два года и записав в актив Doodocs более сотни клиентов и десятки тысяч подписанных документов, Даутов и Давлетов поняли, что самые большие генераторы документов в казахстанских компаниях — это HR-службы. Как отмечает Давлетов, Doodocs задумывался и запускался как документооборот с внешними контрагентами, но в процессе работы с более чем сотней клиентов стало ясно, что именно HR-специалисты используют этот продукт и для своих внутренних нужд.
«В любой компании есть сотрудники, и чем их больше, тем выше нагрузка на кадровый отдел: наем, увольнение, отпуск, командировка, декрет и так далее. А если у компании еще и филиалы по всей стране, то тут даже представить сложно, сколько документов ежедневно генерирует HR-служба», — говорит Давлетов.
После обнаружения этой интересной закономерности команда Doodocs с головой ушла в изучение метрик, трендов и проведение интервью с клиентами. Результаты всех изысканий показали, что для HR-служб нужна своя специализированная версия документооборота. Но тут возникла загвоздка: процессы и тонкости HR — это отдельный мир, с которым команда проекта была знакома так же шапочно, как и любой человек со стороны.
Понять клиента
«Прежде чем продать что-то профессионалам, мы должны стать первоклассными специалистами в той области, на которой специализируются потенциальные клиенты. Когда Doodocs только запускался, мы даже не понимали, как работает технология ЭЦП, например. Мы потратили три-четыре месяца на изучение технологий, законов и на сегодняшний день в этой теме понимаем больше, чем большинство юристов и айтишников», — отмечает Давлетов.
Как и в истории с ЭЦП, команда сначала изучила трудовое законодательство, а затем провела десятки экспертных интервью. Казахстанские HR-специалисты помогали энтузиастам понять процессы и трудности работы кадровых служб. В итоге после трех месяцев глубинных интервью и разработок рынок увидел Doodocs HR. Сегодня среди крупных клиентов Doodocs HR есть такие компании, как сеть кинотеатров Chaplin, кондитерский дом «Куликовский», Indrive и другие.
Стоимость годовой подписки на Doodocs HR зависит от количества сотрудников и кастомизации продукта, но в среднем она составляет порядка 5 тыс. тенге на сотрудника. Как признается Давлетов, основной фокус компания сейчас делает на большой бизнес, в котором она изучает процессы, максимально тесно работает с клиентом, выверяет все решения, чтобы потом уже предлагать компаниям поменьше максимально проверенный продукт. Среднее время внедрения решения составляет около трех месяцев.
На вопрос, как они продвигают Doodocs HR, Давлетов отвечает, что клиенты приходят главным образом по рекомендации. У компании, кстати, до недавнего времени даже отдела маркетинга не было. Сейчас, когда он появился, упор будет делаться на b2b-сегмент. Примечательно, что за последний год выросла и команда самого Doodocs — если в начале 2024-го в команде было всего семь человек, то сегодня — 30.
Как отмечает Ольга Куракова, HRD Chaplin Cinemas, компания начала внедрение Doodocs HR c простых процессов, таких как оформление отпусков.
«Doodocs HR помогает нам избавиться от бумажной работы и ускорить процесс оформления документов. Система позволяет быстрее подписывать заявления и приказы, а также удобно хранить все документы в электронном виде. А еще была положительная обратная связь от коллег, которые заметили, что процесс подачи заявлений стал быстрым и удобным», — отметила она. По ее словам, продукт значительно упрощает и ускоряет процессы кадрового документооборота, снижая вероятность ошибок и экономя время сотрудников.

Максим Губашев, генеральный директор компании FIRCaspian, которая предлагает услуги в сфере кадрового обеспечения и подбора персонала для бизнеса, на вопрос о том, почему его компания решила внедрить Doodocs HR, ответил, что существует потребность автоматизировать процессы.
«Это позволит быть ближе к сотрудникам и оперативно реагировать на запросы. Сейчас у нас идет тестирование Doodocs HR, и мы смотрим на этот продукт как на комплексное решение», — отмечает он.
В настоящее время в Doodocs делают ставку на развитие комплексных решений для корпоративного сектора. «У нас все в стране вертится вокруг финтеха, банков и рассрочек, потому что у банков больше всего денег. Но ведь есть множество других потребностей бизнеса, которые требуют более комплексных решений. Например, можно построить прибыльную компанию, занимаясь только автоматизацией командировок», — отмечает Даутов. По его словам, в казахстанских компаниях есть большой спрос на такие решения, ведь командировка — это не только документы, но и покупка авиабилетов, бронирование отелей, организация трансферов и множество других забот.
«Поле деятельности для нашей компании — это большой объем проблем бизнеса. Мы не замыкаемся только на документообороте. Чем больше мы соприкасаемся с бизнесом, тем больше понимаем, какие еще услуги мы можем ему оказать. Чем требовательнее клиент, тем больше у нас появляется знаний о его проблемах», — отмечает Давлетов.
Сооснователи Doodocs изначально решили строить реальный бизнес с устойчивой моделью, которая приносила бы прибыль и решала бы конкретные задачи клиентов. Давлетов отмечает, что стартапы часто идут по пути, на котором вместо решения реальных проблем бизнеса фокус смещается на привлечение инвесторов.
«Многие стартапы подстраиваются под тренды, меняют свои проекты в зависимости от ожиданий венчурных фондов. Это вызывает у меня чувство, что в индустрии присутствует некая искусственность. Иногда кажется, что стартаперы собирают не бизнес, а бинго из модных слов вроде «блокчейн» или «машинное обучение», — говорит он.
У самой компании был единственный инвестор, который вложил 150 тыс. евро за 10 % от компании. Позднее Давлетов с Даутовым выкупили эту долю.