Маулен Ашимбаев: Нельзя «перекармливать» экономику деньгами
Чем больше Казахстан тратит из Нацфонда, тем больше ограничивает экономическое развитие, уверен спикер сената

Спикер Сената Маулен Ашимбаев выступил на презентации сборника аналитических материалов по достижению целей устойчивого развития (ЦУР) в Казахстане. Сборник подготовлен участниками третьего потока «Школы аналитики».
Ашимбаев поделился своим мнением о тратах из Нацфонда. «Вопрос даже не в том, увеличим ли мы Нацфонд и сколько процентов инвестиционной доходности получим. Вопрос, как траты из Нацфонда влияют системно на нашу экономику. Мы видим разбалансировку бюджета. Мы тратим в два раза больше, чем зарабатываем. В этом суть», — сказал он.
Дополнительные средства, по словам спикера, «берутся» из Национального фонда и от заимствований. «Может, это и не плохо и надо сказать Всевышнему «спасибо» за такую богатую землю [и возможность пополнять Нацфонд]. Но если бы это был просто вопрос финансовой сбалансированности, то мы бы об этом не говорили. Вопрос в том, что мы тратим больше, чем зарабатываем и, не обеспечивая при этом производительность в экономике, этими огромными расходами разгоняем инфляцию и цены», — отметил выступающий.
Для сдерживания инфляции Нацбанк повышает процентную ставку (выше 16% ставку продержали с октября 2022-го по ноябрь 2023-го — F). «Высокая ставка ограничивает предпринимательскую активность в стране, а значит, и экономический рост. Большими расходами из Нацфонда мы ограничиваем экономический рост», — сделал вывод Ашимбаев.
Это, по словам главы сената, первая часть проблемы. Вторая — «даже более серьезная» — заключается, на его взгляд, в том, «продавая доллары из Нацфонда на бирже, мы переоцениваем курс тенге».
«Высокая процентная ставка, постоянный приток долларов и высокие цены на нефть — в этих условиях тенге оказывается переоцененным. В чем эффект от этого? Переоцененный тенге — это дорогой экспорт, дешевый импорт. А значит, наши товаропроизводители оказываются в невыгодном положении по сравнению с производителями из Китая, России, Турции и других стран: они проигрывают по ценам и, соответственно, не растет наше внутреннее производство и промышленность. Это также влияет на экономический рост», — сказал Маулен Ашимбаев.
Официальный курс Нацбанка на 7 июля — 476,27 тенге за доллар. Базовая ставка с 3 июня 2024-го — 14,5%. Инфляция по итогам 2023 года снизилась более чем два раза — до 9,8%. «Активы Национального фонда увеличились на $4,3 млрд, достигнув $60 млрд, доходность активов составила 11,38%» — доложил в конце мая председатель Нацбанка Тимур Сулейменов президенту Казахстана Касым-Жомарту Токаеву. Отметим, что к 2030 году «кубышку» планируют увеличить до $100 млрд.
Через месяц после отчета главы регулятора, в конце июня 2024-го, министр финансов Мади Такиев представил на совместном заседании палат парламента отчет правительства «Об исполнении республиканского бюджета за 2023 год». Он сообщил, что расходы бюджета в 2023-м составили 22,4 трлн тенге, исполнение — на 99,6%. Не освоено 73 млрд тенге, экономия, включая резерв правительства, — 27 млрд тенге. Неэффективно использован 489 млрд тенге бюджетных средств.
Аналитики АКРА отмечают, что валютные активы Нацфонда стали соразмерны госдолгу Республики Казахстан, и это, на их взгляд, означает, что подушка безопасности уже не так стабильна.