Когда табачные компании продадут свои последние сигареты?

На этот и многие другие вопросы ответил глава Philip Morris International Андре Каланцопулос
Андре Каланцопулос
Фото: архив пресс-службы
Андре Каланцопулос

Г-н Каланцопулос, скажите, кто является драйвером того, что PMI перестала делать ставки на сигареты и переключилась на бездымные продукты? Они появились, потому что вы пытаетесь поменять культуру потребления никотина или потребитель заставляет поменяться вас?

- Ну это вопрос на миллион долларов (смеется). На самом деле вы не можете продать потребителю продукт, который он не хочет. Это естественная потребность потребителя - иметь выбор. В Великобритании, например, большая часть курящего населения постоянно ищет альтернативу сигаретам. Но, с другой стороны, если новые продукты недоступны или не разрешены, потребители продолжат потреблять сигареты.

Здесь есть большая проблема. Огромный минус сигарет в том, что они горят - так же, как ископаемые источники энергии. Горят органические вещества, выделяя во время сгорания оксид и диоксид углерода и ряд других веществ. И мы говорим, что есть проблема с этим горением, мы должны дать людям альтернативу (В результате процесса горения выделяется много опасных химических веществ. Вместе с дымом от сигарет курильщик вдыхает смолы, большинство из которых являются канцерогенами. Именно они являются основной причиной заболеваний, связанных с курением. Бездымные же продукты содержат никотин, но не вырабатывают дым — В.Б.) Мы должны дать людям стимул переходить на нагреваемые продукты — возможно, предоставить льготный налоговый подход, активно подключать маркетинг до тех пор, пока люди не уйдут от сигарет. Мы смогли сделать продукт, сделать коммерческий анализ, сделать научные исследования. А правительства должны адаптировать правила игры для новых продуктов.

Я в этом бизнесе более тридцати лет. И все эти годы вижу, как чиновники, работающие в сфере табачного контроля, делают всё, чтобы люди бросили курить. Но 1 миллиард человек так и не бросил. Фискальные и ограничительные меры, направленные на увеличение налогов, - это один из столпов, на которых держится табачный контроль. Если вы возьмете Австралию, там уже даже запрещено демонстрировать табачные изделия в продаже. Если вы курильщик, вы заходите в магазин, и только если спросите сигареты, вам дадут пачку «из-под полы». За последние пять лет там удвоили акциз на сигареты. И все еще 12% людей курят. Нет ничего плохого в том, чтобы предложить этим людям альтернативу. Но пока нам порой приходится быть, скажем так, в оппозиционном положении с людьми в системе здравоохранения.

При этом, например, во многих странах спокойно реализуются вейпы. А вспомните череду смертей от них летом прошлого года. Люди умирали от того, что заливали в свои вейпы каннабиоидные масла. Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов США (FDA) выжидало с регулированием очень долго.

После этого 50% курильщиков стали думать, что вейпы - это еще хуже, чем сигареты, а сегодня, возможно, таких еще больше. Поэтому часть вейперов вернулись к сигаретам. Я думаю, забота властей о курильщиках должна была начаться хотя бы на данном этапе. А так, конечно, если вы настаиваете на том, что курильщикам не надо предоставлять альтернативу, вы увековечите сигареты на веки вечные. Потому что нет больше других вариантов.

PMI инвестировала уже более $6 млрд в бездымные технологии употребления никотина. Это огромные деньги даже для такого глобального гиганта, как ваша компания. Когда вложения начнут приносить вам прибыль?

- Я думаю, новые продукты уже прибыльны на глобальном рынке. Но нужно понимать: когда продукты запускаются, нужны инвестиции - в людей, в инфраструктуру ретейла, во многие другие вещи. Поэтому немедленной прибыли тут не будет. Но через год-другой новые продукты становятся прибыльными. PMI - первая компания, которая стала переходить к продуктам нагреваемого табака. Да, это категория, куда инвестиции сегодня направляются более интенсивно, чем в сигареты. И инвестиции эти были огромными в самом начале пути, поскольку ушло много лет на научные исследования — механизм схож с фармакологической индустрией. Ранее наши ежегодные инвестиции в новые продукты исчислялись сотнями миллионов долларов, но теперь они уже не такие большие. Но мы продолжим инвестировать в это направление.

К счастью для меня и для акционеров, новые продукты приносят всё больше денег, в отличие от сигарет. И в то же время у них есть потенциал оказывать позитивное влияние на потребителя.

Андре Каланцопулос
Андре Каланцопулос

Новые продукты отбирают на рынке долю у традиционных сигарет или занимают свою нишу?

- Я бы сказал, 99,9% пользователей новых продуктов — это бывшие курильщики сигарет. Сегодня мы наблюдаем интересную картину. В странах, где продаются новые продукты и вейпы, например в Японии, спрос на сигареты упал на 25%. А натуральное (органическое) снижение составило 3-5%. Конечно, потребление сигарет снижается за счет и повышения налогов, и введения дополнительных ограничений. Но все-таки основной причиной снижения курения сигарет является переход на новые продукты. Так же и на глобальном рынке: потребление сигарет будет снижаться, чего мы теперь и стараемся добиться.

В этом году, я думаю, потребление наших продуктов по всему миру снизится на 1,5-2%. Но количество курильщиков во всем мире останется прежним — их будет около 1 млрд человек. Потому что когда налоги повышаются, люди не бросают курить — он начинают курить меньше или выбирать продукты дешевле. В среднем в этом году житель планеты сократит курение с 15 до 14 сигарет в день.

Смерти в Америке повлияли на продажи ваших бездымных продуктов по всему миру?

- К счастью, в целом нет. Хотя в течение сентября и октября 2019 в Европе продажи очень сильно просели. Но потом люди стали понимать, что у нас все-таки другие продукты, не вейпы. Что касается США, если я не ошибаюсь, в 2019 продажа вейпов выросла на 80%. До тех пор пока не пошли новости о смертях. И потом все продажи просто остановились. И уйдет много времени теперь, чтобы страх потребителя улетучился.

Я это связываю с похожим инцидентом в Корее два года назад. Тогда корейское агентство по контролю, проанализировав новые бездымные продукты — наши и конкурентов, обнаружило снижение токсичности. Но поскольку эти продукты выделяют пар, содержащий глицерин, они посчитали его смолой. Они сказали: «А, есть смола, значит, это близко к сигаретам». И потребители стали волноваться. Нам пришлось писать письма всем нашим клиентам и успокаивать их. Была проделана огромная работа. А всё из-за того, что, может, какой-то один человек был против нашей категории продуктов.

Компания Philip Morris International планирует убедить государственных регуляторов по всему миру отказаться от ограничений на рекламу бездымных продуктов. Не кажется ли вам, что слишком рано делать выводы о том, что эти продукты значительно безопаснее, чем сигареты, и громко заявлять об этом на весь мир?

- Я бы сказал, что, вообще-то, уже даже немного поздно. Мы видим всё больше и больше сопротивления новым продуктам со стороны некоторых органов здравоохранения. Но есть и всё больше поддержки. Словом, вопрос этот сильно поляризуется, и эта поляризация создает разделение. С одной стороны, есть мнение, что новые продукты должны быть вне государственного регулирования. Другие считают, что они должны быть запрещены. Я полагаю, что проблема в том, что многие НПО стали вхожи в правительства и в кабинеты политиков.

И Всемирная торговая организация не продвинулась в вопросе принятия этих продуктов. В ноябре прошлого года проходила большая конференция секретариата ВТО по регулированию новых продуктов. И важно, на мой взгляд, что страны сказали: подождите, давайте говорить не только о запрете новых продуктов или полном приравнивании их к сигаретам, а изучать данные.

Г-н Каланцопулос, вы уже знаете, когда продадите последнюю сигарету?

- Я не знаю. Думаю, есть страны, которые в течение 10-15 лет уже будут свободны от сигарет. Та же Япония, например. Думаю, этот процесс ускорится, если страны скажут: окей, давайте разработаем план, как сделать страну свободной от курения. Пока же, если я перестану продавать сигареты, это будут делать мои конкуренты.

Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
Популярное
Выбор редактора
Ошибка в тексте