«КазТрансОйл» перенаправил нефть из системы КТК по альтернативным маршрутам
В декабре 2025 года национальный оператор нефтепроводов дополнительно экспортирует в направлении Самары, Китая и через Каспийское море свыше 360 тыс. тонн нефти
10 декабря АО «КазТрансОйл» сообщило о переориентации международных потоков нефти из системы нефтепроводов Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) по альтернативным маршрутам: в направлениях на Самару и БТД, а также перенаправлении части объемов поставок нефти в Китай.
В результате увеличение объемов поставок нефти по экспортным направлениям в декабре 2025 года по сравнению с первоначальным графиком транспортировки, утвержденным Минэнерго РК, составляет:
- Атырау — Самара — на 232 тыс. тонн;
- Китай — на 72 тыс. тонн;
- порт Актау (в направлении Баку — Тбилиси — Джейхан) — на 58 тыс. тонн.
«Дополнительно в течение декабря 2025 года АО «КазТрансОйл» предоставит нефтедобывающим компаниям возможности по временному размещению нефти в резервуарном парке на ответственное хранение. Это позволяет обеспечить гибкость графиков отгрузки, оптимизацию режимов перекачки и бесперебойность поставок по системе магистральных нефтпроводов», — говорится в сообщении национального оператора нефтепроводов.
Ранее в Министерстве энергетики сообщили, что принимаются меры по направлению части кашаганской нефти в Китай после удара украинских дронов по инфраструктуре КТК. 8 декабря агентство Reuters со ссылкой на источники заявило, что Казахстан с Кашагана может впервые поставить нефть в Китай в объеме 50 тыс. тонн. На месторождении добыча ежегодно превышает 15 млн тонн.
Напомним, Каспийский трубопроводный консорциум сообщил о повреждении инфраструктуры Морского терминала после атаки беспилотных катеров 29 ноября. В тот же день погрузочные и сопутствующие операции были остановлены, танкеры выведены за пределы акватории КТК.
Вечером 29 ноября Министерство энергетики Казахстана опубликовало официальный комментарий по ситуации. В ведомстве заявили, что подобные действия в отношении гражданских объектов критической инфраструктуры являются недопустимыми.
30 ноября атаку прокомментировали и в Министерстве иностранных дел Казахстана. МИД выразил протест Украине в связи с очередной целенаправленной атакой на критическую инфраструктуру международного КТК в акватории порта Новороссийска.
1 декабря КТК возобновил ограниченную погрузку через единственный (из трех) действующий ВПУ.
По трубопроводной системе КТК транспортируется более двух третей всей экспортной нефти Казахстана, а также сырье с российских месторождений, в том числе расположенных на Каспии.