Каждый второй автомобиль в Казахстане приобретается в кредит

За год количество автокредитов выросло на 36%

Автомобили на дороге
Фото: © Pixabay/Colemay

Аналитический центр АФК представил обзор казахстанского рынка автокредитования за первый квартал 2025 года.

На рынке автокредитования наблюдается активный рост на фоне маркетинговых мероприятий автосалонов, предложения ряда акционных продуктов, цифровизации процедур получения займа, освобождения от расчета КДН.

За январь - март текущего года было выдано 213 тыс. автокредитов на сумму ₸483 млрд. Это на 36% больше аналогичного показателя за 2024 год в количестве (156 тыс.) и на 22% по объёму (₸395 млрд).

Выдача автокредитов 1 квартал 2025 диаграмма

Благодаря более ускоренному росту автокредитования (выдача новых займов населению за 3М25 выросла на 9%) его доля в выдаче розничных кредитов увеличилась до 12,7% с показателя в 10,2% годом ранее.

Средний размер автокредита в первом квартале 2025 года вырос незначительно — до ₸6,4 млн (+2%) на фоне умеренного роста автомобильных цен в стране (+4%).

При этом структура распределения заёмщиков по суммам займов сместилась в сторону средних значений. На займы в диапазоне 3–10 млн тенге теперь приходятся 75,2% всех заёмщиков против показателя в 66,4% годом ранее. Это отражает как умеренный рост цен на авто в стране, так и перераспределение спроса в сторону доступных по цене моделей, особенно в условиях усиленной конкуренции между автодилерами.

На фоне усиленной конкуренции и расширения предложения акционных продуктов ценовые условия продолжили улучшаться: средневзвешенная ставка опустилась до 14,8%, заметно ниже уровня базовой ставки и показателя в целом по займам населению.

Выдача автокредитов 1 квартал 2025 диаграмма по сумме займа

Доля одобрений по заявкам на автокредиты снизилась с 18,5% до 15,7%, сохраняясь существенно ниже среднего уровня по розничному кредитованию (26,6%). Это отражает более консервативный подход к одобрению займов на фоне жёсткой денежно-кредитной политики, обсуждаемого повышения налогов на доходы от розничного бизнеса, снижения количества платежеспособных заемщиков.

Качество портфеля по рынку сохраняется относительно стабильным (просрочка 3,2%), лучше общего уровня по розничному кредитованию. Это обусловлено более строгими критериями отбора заёмщиков, наличием залогов в форме машин и возможности их использования для увеличения доходов (например, в сфере такси, курьерских и логистических услуг).

При этом доля ежемесячных платежей по автокредитам в доходах населения снизилась (с 27,7 до 24,2%) благодаря более ускоренному росту заработных плат относительно среднего размера платежа.

Ввиду повышенного спроса на автокредиты и сезонному снижению количества зарегистрированных авто в стране доля кредитных сделок от всех регистраций в первом квартале достигла 52,7% против 42,6% ранее.

Объём производства автомобилей в стране, характеризующийся низким переделом, за 3М25 традиционно замедлился до 32,3 тыс. единиц (54,3 тыс. за 4Q24). Поэтому доля произведённых авто от общего количества зарегистрированных опустилась до 8% с 10% ранее.

Во 2 квартале 2025 года прогнозируется незначительное увеличение уже высокого текущего спроса на фоне ожиданий дальнейшего снижения ставок вознаграждения.

На рынке автокредитования в первом квартале 2025 года продолжился уверенный рост на фоне значительного увеличения количества заявок (за 3М25 — 1,4 млн), что отражает устойчивый потребительский интерес к приобретению автомобиля в кредит и возможность его использования в коммерческих целях.

На этом фоне автокредитование продолжает усиливать свою роль в структуре розничного кредитования: его доля в новых выдачах выросла до 12,7% (с 10,2% годом ранее), и оно становится ключевым драйвером прироста розничного портфеля в текущем году на фоне снижения активности в сегменте беззалоговых потребительских займов и освобождения от учета КДН.

Выдача автокредитов 1 квартал 2025 диаграмма

Тем не менее в условиях жёсткой денежно-кредитной политики и более консервативного подхода к управлению рисками со стороны БВУ доля одобренных заявок снизилась (с 18,5% до 15,7%), существенно уступая среднему уровню по розничному кредитованию. Это позволило сдержать чрезмерный рост портфеля автокредитов и сохранить его качество — уровень просрочки остался на относительно низком уровне (3,2%), несмотря на запрет на продажу проблемных долгов коллекторам.

Портрет заёмщика на рынке автокредитования изменился: выросла доля клиентов, оформляющих займы в диапазоне от 3 до 10 млн тенге. Это связано не только с умеренным ростом цен на автомобили, но и с перераспределением спроса в сторону более доступных моделей. Дополнительным фактором стал рост популярности партнёрских программ с автодилерами, предлагающими более выгодные и лояльные условия кредитования в массовом сегменте, что сделало приобретение автомобиля доступным для более широкой аудитории.

Производство авто 1 квартал 2025 диаграмма

Во 2 квартале ожидается дальнейшее повышение высокого спроса на автокредиты на фоне ожиданий улучшения условий по ставкам и расширения продуктовой линейки. При этом жёсткий скоринг и отбор заёмщиков продолжит играть сдерживающую роль, удерживая рост в приемлемых рамках. Учитывая замедление активности в других сегментах, автокредитование, вероятно, сохранит ключевую роль в обеспечении прироста розничного кредитования, особенно при поддержке рыночных программ с автодилерами, усиливающейся конкуренции за заёмщика и послаблений в учёте КДН.

Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
Выбор редактора
Ошибка в тексте