Казахстанцы с зарплатой менее 200 тыс. тенге зачастую тратят больше, чем зарабатывают

В Jusan Analytics изучили, как меняются траты людей на разных уровнях дохода

Пустые карманы джинсов, нет денег
Рост расходов не всегда успевает за ростом доходов
Фото: pixabay.com

Основываясь на big-data Jusan, эксперты компании проанализировали структуру потребительских расходов населения. Они сконцентрировались на 9 наиболее популярных категориях индивидуальных трат:

  • покупки в супермаркетах, аптеках и салонах оптики, автозаправках:
  • приобретение предметов одежды и обуви;
  • походы в кафе и рестораны, предприятия индустрии красоты и здоровья, развлечения;
  • получение медицинских услуг;
  • отдых и туризм.

В выборку вошли данные о более чем 6,3 млн карточным транзакциям клиентов — физических лиц в течение 2023 года. По мнению аналитиков, выборка отвечает требованиям по репрезентативности. В ходе анализа авторы исследования определили средние чеки, частоту покупок и посещений, а также долю потребителей в каждой категории трат в зависимости от уровня получаемого дохода наемных работников:

  • наименее обеспеченные (со среднемесячным доходом от 70 до 200 тыс. тенге,
  • низкообеспеченные (201-400 тыс. тенге),
  • нижний средний класс (401-700 тыс. тенге),
  • средний класс (701-1200 тыс. тенге),
  • преуспевающие (1201-2000 тыс. тенге),
  • обеспеченные (>2000 тыс. тенге).

Стоимость жизни в стране за год значительно выросла. Люди стали больше тратить на повседневные расходы, подсчитали эксперты.

При этом если у обеспеченных людей выросли и доходы, то у наименее обеспеченной категории люди заработные платы не успели подстроиться под прирост расходов. Люди с доходами от 70 до 200 тыс. тенге в течение всего года тратят больше, чем зарабатывают.

Финансирование сверхпотребления может обеспечиваться за счет получения потребительских кредитов и/или других источников доходов, считают авторы доклада. Согласно данным Бюро нацстатистики, заработная плата казахстанцев составляет около 75% от всего получаемого дохода.

Как пишут авторы анализа, наемные работники, которые получают зарплату в соседнем диапазоне от 201 до 400 тыс. тенге, приблизились к пределу своей заработной платы и имеют слабые возможности накапливать средства. С повышением дохода в промежутке от 401 тыс. до 2 млн тенге доля расходов на базовые потребности постепенно снижается, но не пропорционально приросту доходов. Такой результат, по мнению аналитиков, объясняется законом Паркинсона, согласно которому, чем больше человек зарабатывает, тем больше он тратит — не только на основные нужды, но и на дополнительные покупки, улучшающие качество жизни и повышающие статус. В общей сумме расходов, представленных выше, не учтены расходы на отдых и туризм, отмечают авторы исследования, поскольку эти затраты являются нерегулярными и чаще всего единовременны в течение года.

Анализ средних чеков показывает, что в Алматы и Астане увеличение доходов людей в основном всегда сопровождается ростом средних чеков. Однако некоторые категории затрат могут быть менее чувствительными к росту доходов. Следующие категории трат являются наиболее чувствительными к увеличению доходов:

Супермаркеты. С ростом дохода наемный сотрудник сначала удовлетворяет свои базовые потребности и переходит к покупке тех товаров, которые ранее были ему недоступны. Например, вместо дешёвых продуктов с заменителями и усилителями вкуса он начинает приобретать более качественные и натуральные продукты. В том числе из-за этого происходит увеличение среднего чека: в Алматы средний чек растет с 28 до 68 тыс. тенге, а в Астане — с 16 до 72 тыс. тенге. С увеличением заработной платы растет и частота покупок с 4 до 12 раз в месяц.

Кафе и рестораны. С увеличением дохода люди также начинают чаще посещать кафе и рестораны, увеличивая количество визитов с 3 до 8 раз в месяц. При этом они выбирают более дорогие блюда и заведения, где средний чек в кафе и ресторанах Алматы и Астаны растет с 2 до 15 тыс. тенге и с 3 до 11 тыс. тенге соответственно. Согласно информации с сайта restoran.kz, в Астане максимальная сумма среднего чека на одного человека достигает 30 тыс. тенге, в то время как в Алматы — 50 тыс. тенге.

Красота и здоровье. Такая же ситуация в бьюти-индустрии. С увеличением заработной платы у людей появляются возможности больше тратить на поддержание здоровья и внешнего вида, что влечет за собой большие расходы на косметологические и омолаживающие продукты и услуги, а также посещение спа-салонов. В Алматы средняя стоимость услуг колеблется от 4 до 26 тыс. тенге, а в Астане — от 9 до 25 тыс. тенге.

Отдых и туризм. C изменением доходов меняется и сама структура расходов. Обеспеченные люди тратят меньший процент доходов на базовые потребности, а больше на отдых и туризм. Жители Алматы тратят на отдых от 600 тыс. до 1,7 млн тенге, а жители Астаны — от 700 тыс. до 1,4 млн тенге в среднем в год.

Расходы, которые наименее эластичны к росту до ходов, — это траты на ГСМ. Розничные цены на бензин подвержены административному регулированию, и объем потребления топлива остается относительно стабильным, объясняется в докладе, поэтому значимого разрыва в чеках между тратами наименее обеспеченной и наиболее обеспеченной категориями людей не отмечается.

«Мы предполагаем, что среди людей с заработной платой до 200 тыс. тенге есть большая доля молодежи, склонной к импульсивным тратам. Например, в сфере отдыха и туризма жители Астаны с доходом до 200 тыс. тенге тратят на 50 тыс. тенге больше, чем те, чей доход составляет 200-400 тыс. тенге. Аналогичная ситуация наблюдается среди наемных сотрудников Алматы с таким же доходом: они тратят больше на одежду и обувь по сравнению с теми, чей доход выше этой отметки», — пишут аналитики компании.

По подсчетам аналитиков, при уровне дохода до 400 тыс. тенге каждый третий из четырех человек направляет на покупки в супермаркетах основную часть своих расходов (более 45%). Кроме того, с ростом дохода доля потребителей, которые делают покупки в супермаркетах, заметно снижается. Возможно это обусловлено сокращением затрат на продукты питания из-за расширения возможностей чаще ходить в заведения общественного питания или заказывать продукты и готовую еду на дом. Об этом свидетельствует увеличение доли посетителей кафе и ресторанов при росте дохода: 24% посетителей с доходом до 200 тыс. тенге и 51% посетителей, то есть каждый второй человек, с доходом свыше 2 млн тенге.

35% людей с доходом до 400 тыс. тенге посещают салоны красоты, магазины косметики и массажные салоны, в то время как доля посетителей среди тех, кто зарабатывает от 701 тыс. тенге и выше, значительно возрастает и составляет около 60%.

В двух мегаполисах наблюдается значительная разница в расходах на путешествия и отдых между людьми с разным уровнем дохода. Однозначно то, что чем обеспеченнее человек, тем больше он тратит на отдых и чаще путешествует. Так, только 4% населения с доходами до 700 тыс. тенге хотя бы один раз в год тратят на отдых. Эта доля постепенно увеличивается в 6–7 раз, достигая 24–28%, среди людей с доходами от 2 млн тенге и выше.

Такая же динамика по авто: чем обеспеченнее человек, тем больше вероятность владения автомобилем. В Алматы только 1 из 13 человек (1 из 7 человек в Астане) с доходом от 70 до 200 тыс. тенге посещает автозаправки, что может указывать на низкую долю автовладельцев среди этой группы людей. В то время как каждый пятый человек в Алматы (в Астане каждый третий) с доходом от 400 тыс. тенге и выше осуществляет траты на заправках, что может говорить о более широком распространении владения автомобилями среди людей с ростом доходов.

Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
Популярное
Выбор редактора
Ошибка в тексте