Опрос казахстанских потребителей: самые позитивные — в Акмолинской области

В мае потребительская уверенность жителей РК снова стала выше, а инфляционные ожидания пошли на спад

Неизвестные местные жители идут по одной из центральных улиц Астаны. Астана - столица Казахстана и второй по величине город
Фото: Depositphotos/Kutredrig

Индекс потребительской уверенности (CCI) в Казахстане в мае показал улучшение и достиг 100,4 пункта. Такие данные приводят аналитики Freedom Finance Global, отмечая, что тенденция наблюдается второй месяц подряд.

«Несмотря на то, что месячный рост составил относительно несущественный один пункт, это указывает на небольшое преобладание позитивных ответов респондентов над негативными. По большей части такой результат был достигнут благодаря резкому увеличению позитивных ответов в вопросе улучшения экономической ситуации за последние 12 месяцев. В сравнении с прошлогодним маем CCI оказался на 4,7 пункта выше», — говорится в отчете аналитиков.

Как отмечают авторы отчета, субиндекс произошедших изменений экономической ситуации за последний год в мае увеличился на 4,3 пункта и достиг 74,2 пункта. 16,4% опрошенных казахстанцев считают, что экономическая ситуация в стране показала улучшение, хотя в апреле таких было лишь 13,8%. Тем не менее значительное большинство (46,8%) продолжает давать противоположный ответ.

Как сказано в отчете, существенный рост позитива наблюдается сразу в пяти регионах, явным лидером стала Акмолинская область.

«В то же время сопоставимое снижение доли положительных ответов произошло только в Актюбинской области. В Акмолинской же доля позитивно настроенных респондентов с 7,7% в апреле, в мае увеличилась до 18,8%. Также заметный рост этого показателя можно увидеть в Туркестанской, Кызылординской (+9 п. п.), Мангистауской и Абайской областях (+8 п. п.). Лучшим регионом в этот раз стала Туркестанская область, где доля заметивших улучшение экономической ситуации составила внушительные 27,5%. Аутсайдером вновь оказалась Восточно-Казахстанская область, где этот показатель достиг лишь 7,4%, что, тем не менее, на 1 п. п. выше апрельского результата», — говорится в отчете.

Вторым показателем улучшения относительно апреля стал субиндекс благоприятности текущих условий для крупных покупок. Он вырос на 1,7 пункта, достигнув отметки 72,3 пункта, что является лучшим результатом за последние шесть месяцев. 30,5% казахстанцев считают, что сейчас скорее благоприятные условия для крупных расходов и покупок. В апреле доля таких людей была на 1,1 п. п. ниже.

В региональном разрезе в двух парах областей можно заметить существенное улучшение и ухудшение результатов. Так, в Атырауской и Кызылординской областях доля положительных ответов выросла на 12 п. п. В Атырау показатель достиг 39,5%, что является лучшим результатом по всей республике, а в Кызылординской области он составил 37,5%. В то же время в мае резкое ухудшение аналогичного показателя наблюдается в Улытауской (–16 п. п.) и Костанайской (–12 п. п.) областях. В итоге Улытауская область стала аутсайдером мая с результатом 18,6%.

«Инфляционные ожидания и ощущения жителей Казахстана в целом продолжают снижаться очередной месяц подряд, по большей части обновив рекордно низкие показатели. За прошедший месяц лишь 39,7% жителей (в апреле — 43,4%) заметили сильный рост цен. Схожая тенденция также наблюдается в вопросе сильного роста цен в горизонте прошедшего года. Доля заметивших более быстрый, чем раньше, рост цен снизилась с 56,3 до 55,1%, что также является новым рекордом», — пишут аналитики.

Инфляционные ожидания показали не такой однозначный результат. Доля людей, ожидающих скачка цен в горизонте одного месяца, немного выросла с рекордно низких 15,8 до 16%. С другой стороны, меньше респондентов ожидают ускорения роста цен в горизонте следующих 12 месяцев: с 20,5 до 19,2%, что также является рекордно низким показателем за все время исследования. При этом на 3,8 п. п. выросла доля ожидающих, что темпы роста цен сохранятся на прежнем уровне.

Аналогичное исследование Национального банка РК по инфляционным ощущениям и ожиданиям показало схожую динамику. Согласно данным этого исследования, доля ожидающих сильного роста цен в течение года снизилась с 25,1 до 24,9%. Также и в горизонте одного месяца аналогичный показатель снизился куда более значительно — с 20,7 до 17,7%. А вот инфляционные ощущения в горизонте как одного, так и 12 месяцев упали до многомесячных минимумов.

Среди отдельных товаров и услуг большинство респондентов все еще волнует существенный рост цен на продукты питания. Список наиболее заметно подорожавших товаров остается неизменным. В него входят мясо и птица, молоко и молочные изделия, хлеб и хлебобулочные изделия, овощи и фрукты. Эти продукты питания, как пишут аналитики, продолжают находиться в топ-4 у опрошенных казахстанцев последние семь месяцев подряд. Доля людей, которые затруднились выделить хотя бы один сильно подорожавший товар, выросла до 8,2% и продолжает увеличиваться пятый месяц подряд, что также указывает на улучшение инфляционных настроений населения. Также в мае увеличилась доля людей, заметивших рост цен на услуги ЖКХ, после резкого снижения в апреле. Эта динамика может быть обычной нормализацией после резкого снижения, и, тем не менее, в мае рост тарифов на услуги ЖКХ в среднем продолжился, согласно официальной статистике. Так, в сравнении с апрелем рост составил 0,9%, тогда как в предыдущем месяце он достигал 0,7%.

Девальвационные ожидания казахстанцев в мае немного выросли в сравнении с апрелем, но остаются на одних из самых низких за много месяцев уровней. Авторы отчета отмечают, что в мае тенге ослаб к доллару впервые с февраля: обменный курс вырос почти на 5 тенге. Согласно результатам опроса, доля казахстанцев, ждущих ослабления национальной валюты в горизонте одного года, увеличилась с 48,2 до 48,9%, а в горизонте одного месяца — с 27,2 до 29%.

«В целом май 2024 года, как и предыдущий месяц, оказался нейтральным для стран Центральной Азии. Если Казахстан и Таджикистан показывают небольшие изменения в индексе потребительской уверенности (CCI) в разных направлениях, скорее оставаясь на прежних уровнях, то в Узбекистане наблюдается заметное снижение индекса, достигшего антирекорда. В то же время в Кыргызстане индекс, наоборот, достиг своего рекорда за все 11 месяцев исследований. Тем самым Узбекистан впервые потерял вторую строчку в рейтинге стран региона, уступив Кыргызстану. Вероятнее всего, основным фактором такой динамики стало резкое ускорение инфляции в Узбекистане из-за административных решений», — сказал Данияр Оразбаев, аналитик FreedomFinance Global.

В Казахстане и Узбекистане аналитики ежемесячно собирают по 3600 анкет, в Кыргызстане — 1600, в Таджикистане — 1200, соразмерно объему населения в исследуемых странах. Исследования базируются на методологии, используемой для получения индексов потребительской уверенности во многих странах мира и адаптированной под локальные задачи исследовательской компанией United Research Technologies Group. Метод сбора данных — телефонный опрос. Анкета опроса адаптирована: исследование проводится на родном языке респондентов.

Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
Популярное
Выбор редактора
Ошибка в тексте