Канат Шарлапаев озвучил решение по утильсбору

Петицию за отмену утилизационного сбора и первичной регистрации подали в мае 2024 года

Канат Шарлапаев
Канат Шарлапаев
Фото: © t.me/KZgovernment

Министр промышленности и строительства РК Канат Шарлапаев вынес решение по результатам рассмотрения петиции «Народ РК против утильсбора и первичной регистрации», сообщила пресс-служба МПС 19 июля.

В инициативная группе петиции уверены, что введение утилизационного сбора привело к уничтожению конкуренции и, как следствие, к резкому росту цен на автомобили, сельхозтехнику и спецтехнику, а также к устареванию парка автомобилей. Также в петиции заявлялось, что АО «Жасыл Даму» нарушает условия Экологического кодекса, не выполняя свои обязательства по утилизации.

Минпромстрой принял решение в удовлетворении петиции отказать. По мнению министерства, «сбор за первичную регистрацию является эффективным и правильным механизмом для обновления парка и регулирования ввоза старых и неэкологичных автомобилей».

Как считают в МПС, утильсбор защищает внутренний рынок от старого неэкологичного транспорта и косвенно способствует развитию отечественного производства.

По данным МПС, благодаря внедренному принципу РОП (расширенных обязательств производителей) доля переработки и утилизации твердых бытовых отходов в стране увеличилась с 2% в 2016 году до 23% в 2023 году. С 2016 года по январь 2022 года ТОО «Оператор РОП» собрало 215 455 вышедших из эксплуатации транспортных средств (ВЭТС) и 3 507 вышедшей из эксплуатации самоходной сельскохозяйственной техники (ВЭССХТ), утилизировало 197 816 ВЭТС.

С момента введения утилизационного сбора в автомобилестроительную отрасль Казахстана были привлечены такие зарубежные компании, как General Motors, KIA, Hyundai, JAC, Skoda, Yutong, Chery, GWM, Changan и другие, напомнили в пресс-службе МПС.

Инвестиции в автопром за 2018–2022 годы составили более 56,9 млрд тенге, приводятся цифры в пресс-релизе. В 2023 году вложения в основной капитал в автомобилестроении составили 35,8 млрд тенге, рост ― в 3,5 раза в сравнении с 2022 годом. За 2018–2022 годы налоговые поступления от автопроизводителей составили порядка 68,5 млрд тенге. За 2023 год автопроизводители уплатили 47,5 млрд тенге в виде налогов и др. обязательных платежей в бюджет, что превышает на 76% показатели 2022 года.

Кроме того, как заявляют в МПС со ссылкой на данные Бюро нац статистики, с момента введения утильсбора (2015 год) парк легковых автомобилей в Казахстане обновился: на начало 2022 года (до снижения утильсбора на 50%) доля автомобилей возрастом до трех лет увеличилась с 8,2% до 13,6%, а доля автомобилей старше 10 лет ― снизилась с 73% до 63%. «Однако меры по легализации транспортных средств негативно отразились на структуре автопарка в РК», — добавляют авторы релиза.

Что касается утилизационного сбора на производимую сельскохозяйственную технику (введен в 2019 году и в 2020 году стал распространяться и на импортную технику), то на средства от его сборов для фермеров «была запущена программа льготного лизинга сельскохозяйственной техники, куда было выделено 50 млрд тенге (65 млрд тенге с учетом микширования)».

«Подавляющее большинство фермеров предпочитает технику отечественного производства. Так, более 85% тракторов и более 78% комбайнов, реализуемых в Казахстане, являются отечественными», — утверждают в МПС.

В заключение пресс-релиза отмечено, что в случае несогласия заявитель петиции вправе обжаловать действие (бездействие), связанное с принятием административного акта.

Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
Популярное
Выбор редактора
Ошибка в тексте