Каким казахстанским банкам пока не давит «Золотая корона»
Разработчик российской платёжной системы 23 августа попал под санкции Минфина США

Продолжат ли казахстанские банки работать с российской платежной системой «Золотая корона»? Поводом для такого вопроса стал новый пакет санкций Управления по контролю за иностранными активами (OFAC) Минфина США от 23 августа, который затронул Центр финансовых технологий — разработчика российской платежной системы.
«Банки второго уровня, будучи субъектами частного предпринимательства, самостоятельно оценивают собственные риски и принимают решение об участии в иностранных платежных системах», — такой комментарий получил обозреватель Forbes Kazakhstan от пресс-службы Национального банка РК.
Сама «Золотая корона» пока не включена в санкционные списки, поэтому рекомендаций относительно данной платежной системы не поступало, уточнили в Нацбанке.
«В настоящее время платежи и денежные переводы между Казахстаном и Россией по несанкционному контуру обслуживаются банками в стандартном режиме. Хозяйствующие субъекты и партнеры банков принимают решение об установлении и сохранении с ними деловых отношений также исходя из оценки собственных рисков, коммерческого интереса и экономической целесообразности», — кратко пояснили в пресс-службе ведомства.
Но как к этому событию отнеслись сами БВУ? С этим запросом Forbes Kazakhstan обратился непосредственно в пресс-службы банков.
Первым отозвался Halyk Bank, сообщив, что на постоянной основе анализирует и проводит мониторинг санкций на предмет необходимости имплементации новых процедур или усиления имеющихся. «Что касается обновления американских санкций от 23 августа, банком будут проведены аналогичные/стандартные мероприятия во исполнение требований международных санкций», — объяснили в пресс-службе самого крупного банка страны. При этом на вопрос, продолжают ли они по сей день работать с «Золотой короной», прямо не ответили.
Похожий комментарий последовал и от Банка ЦентрКредит. «Банк придерживается практики соблюдения всех действующих международных экономических санкций. В настоящее время мы изучаем обновленный санкционный список на предмет внесения изменений в свои процессы и сервисы. О любых изменениях мы сообщим нашим клиентам через официальные каналы коммуникации», — прокомментировали в пресс-службе фининститута. Кроме того, в БЦК подчеркнули, что мобильное приложение банка на данный момент работает в штатном режиме, весь функционал доступен. Ранее российское издание Frank Media писало, что в приложении Банка ЦентрКредит исчезла функция перевода через «Золотую корону».
Также и в Bereke Bank работают в штатном режиме сервисы перевода через «Золотую корону», которые доступны для клиентов как в части отправки, так и в части получения денежных средств, сообщили в пресс-службе бывшей дочки российского «Сбера». Примечательно, но в самом банке ссылаются на то, что материнской компанией РНКО «Платежный центр» — оператора «Золотой короны», является организация «ЦФТ-сервис», которая не попала под санкции OFAC. По крайней мере, такие выводы можно сделать из официального ответа фининститута: «По информации, размещенной на официальном сайте Управления по контролю за иностранными активами Минфина США, против РНКО «Платежный центр» не вводили прямые санкции. Также не введены санкции и в отношении ее материнской компании «ЦФТ-сервис».
Поясним, что согласно документам РНКО «Платежный центр», именно Центр финансовых технологий, который попал 23 августа под санкции OFAC, является разработчиком мобильного приложения для платежной системы «Золотая корона».
При всём при этом в Bereke Bank уверяют, что всегда следят за развитием ситуации и будут предпринимать необходимые действия при появлении дополнительной информации или выявлении связей между контрагентами и лицами, на которые наложены те или иные ограничения.
В Евразийском банке тоже утверждают, что строго придерживаются действующих международных санкций. «В настоящий момент вопрос о сотрудничестве с платежной системой «Золотая корона» на рассмотрении и анализе у соответствующих подразделений банка. В ближайшее время мы примем решение о возможности (или о ее отсутствии) продолжения предоставления услуги переводов через «Золотую корону». Наши клиенты будут проинформированы в любом случае», — прокомментировали в пресс-службе финансового института.
Bank RBK аналогично другим банкам следит за развитием ситуации и в случае принятия каких-либо решений обещает предоставить соответствующий комментарий. Пока же БВУ не приостанавливал переводы через «Золотую корону», сообщили в пресс-службе RBK.
В Нурбанке также продолжают принимать и отправлять денежные переводы через систему «Золотая корона». Сервис в отделениях функционируют в обычном режиме, уточнили в пресс-службе банка. «В настоящее время Нурбанк анализирует обновленный список для возможного внесения корректировок в свои процессы и услуги. В случае изменений мы уведомим своих клиентов через официальные каналы связи», — отметили в фининституте, добавив, что строго следуют политике соблюдения международных экономических санкций.
Тем временем в Forte Bank и Jusan Bank решили воздерживаться от каких-либо комментариев на эту тему.
В Kaspi Bank и Home Credit Bank заявили, что не работают в принципе с российской платежной системой. С «Золотой короной» не работает в Казахстане и подсанкционный Банк ВТБ.
А вот в пресс-службах Altyn Bank и Freedom Bank на момент публикации не ответили на запрос от Forbes Kazakhstan.
Отметим, что в феврале 2024 года в санкционный список OFAC также попала Национальная система платежных карт, которая является оператором российской карты «Мир». Если до этого события в Казахстане «Мир» обслуживали пять финансовых институтов — Halyk Bank, Банк ЦентрКредит, Freedom Bank, Bereke Bank и ВТБ, то на данный момент остался только один Банк ВТБ.