Как создать новый бизнес из существующего

Решить свою боль, продав клиентам что-нибудь ещё 

большой город New York Нью Йорк
Фото: © Depositphotos/william.chizhek@gmail.com

Если у вас есть бизнес, то на его основе всегда можно создать новый, монетизируя свои знания, технологии или клиентский трафик. В подборке Forbes Kazakhstan — три успешных примера такой трансформации.

Не только Big Mac

В 2002 году McDonald’s решил провести эксперимент и поставил в своих точках четыре вендинг-аппарата, в которых посетители могли приобрести товары повседневного спроса (молочные продукты, шампуни и др.), и еще 11 машин для сдачи в аренду DVD-дисков. Идея эксперимента была очень простая: если миллионы людей посещают McDonald’s, почему бы вместе с бургерами не продать им что-нибудь еще?

Продажу молочных продуктов довольно быстро свернули, а вот идея с арендой дисков пришлась клиентам по душе. Это направление McDonald’s стал развивать далее в рамках компании Redbox. В итоге в точках McDonald’s разместили более 40 тыс. аппаратов по продаже и аренде DVD. Бизнес-модель оказалась достаточно конкурентной: многие американцы жили вне зоны покрытия кабельным ТВ, а вернуть диск можно было в любой аппарат Redbox — 68 % населения США проживало в пределах пяти минут езды от ближайшего киоска сети.

В 2005 году 47 % Redbox выкупила компания Coinstar за $32 млн, а позже — и оставшуюся часть примерно за $170 млн. Неплохая премия за удачный эксперимент.

Frappuccino на $2 млрд

Продажами дисков (правда, с музыкальными записями) увлекался и Starbucks. Но у самой большой сети кофеен интересен другой пример параллельного бизнеса — напиток frappuccino, запущенный в 1995 году. Его продают не только в самих точках Starbucks, но и в бутилированном виде (в США разливает компания PepsiCo) в розничных сетях.

Идея frappuccino пришла топ-менеджерам Starbucks в 1993 году, когда в сети было менее 300 точек. Starbucks двигался из северных городов на юг, в Калифорнию, а в жару не слишком хочется пить горячий кофе. Так и возникла идея сделать холодный кофейный напиток. За первую неделю было продано более 200 тыс. порций, за вторую — 400 тыс., а за третью — 800 тыс. При этом вкусов было всего два — кофе и мокко.

Год спустя напиток начали производить в бутилированном виде, а продажи вывели за пределы самих кофеен. Сегодня только бренд Frappuccino оценивается в $2 млрд.

Настоящий Magic

Когда Джордж Лукас приступил к съемкам первого фильма Star Wars, то оказалось, что кинотехники, с помощью которой можно было бы перенести на экран все задуманное режиссером, просто не существовало. И Лукасу пришлось все сделать самому.

Так в 1975 году появилась компания Industrial Light Magic (ILM, «дочка» LucasFilm), которая перевернула мир кино, сделав спецэффекты для более чем 300 картин, включая «Инопланетянин», «Парк юрского периода», «Терминатор», фильмы о Гарри Поттере и Индиане Джонсе и другие культовые картины.

ILM привлекла талантливых инженеров, которые создавали новые камеры, платы, специальное оборудование, чтобы снять четвертый эпизод «Звездных войн». Например, бюджет картины был всего $11 млн, а стоимость камеры превышала $400 тыс.

Поработав над четвертым и пятым эпизодами «Звездных войн», профессионалы из ILM начали участвовать в создании спецэффектов для других блокбастеров. Тогда-то и стало понятно, что ILM может стать самостоятельным успешным бизнес-проектом без привязки к легендарной вселенной Star Wars.

Можно сказать, что самые крутые спецэффекты в Голливуде были созданы ILM. Редкий блокбастер обходится без ее участия — всего было снято более 300 фильмов. В период съемок первого эпизода Star Wars в ILM работало больше тысячи сотрудников. В 2012 году Disney приобрел ILM в рамках покупки LucasFilm за $4 млрд.

Из самого ILM вышли многие другие проекты. Так, Pixar, купленный Disney у Стива Джобса за $7,4 млрд, был подразделением ILM. Джобс, в свою очередь, купил его у Джорджа Лукаса за $10 млн, тогда это был отдел компьютерной графики в ILM. А инженер из ILM стал одним из основных разработчиков популярной программы Adobe Photoshop.

Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
Выбор редактора
Ошибка в тексте