Как развивается эстетическая медицина в Узбекистане и при чем тут казахстанцы

Медицинский туризм в соседней стране поддерживается на государственном уровне

Салон красоты, кабинет эстетической клиники
Фото: © ермненрменр

Шавкат Мирзиёев 23 сентября 2024 года подписал указ о развитии медицинского и оздоровительного туризма в Узбекистане, и в стране началась реализация программы «Гостеприимство медицинских услуг» (Medical service hospitality). Эстетическая медицина — одно из значимых направлений медицинского туризма. И мы решили узнать, как работают клиники эстетической медицины в Узбекистане, какие процедуры выбирают их пациенты и за какими из них обращаются казахстанцы.

Спикерами выступили:

  • Рано Иногамова — кандидат биологических наук, консультант по созданию медицинских клиник под ключ и управлению (менеджер проектов клиник Medion, Case Nova), сооснователь и действенный член Ассоциации спортивных и клинических нутрициологов Узбекистана;
  • Алишер Касымов — президент Общества пластических, реконструктивных и эстетических хирургов Узбекистана, член европейского и российского обществ по пластической и эстетической хирургии, директор клиник «Касмед» и «Касмед Премиум»;
  • Фатима Азимова — доктор медицинских наук, директор Ассоциации дерматовенерологов Узбекистана, ведущий научный сотрудник РСНПМЦДВиК, эксперт Минздрава РУз по парфюмерно-косметической продукции, член правления в Евроазиатской ассоциации трихологов;
  • Гулчхера Шамсиева — учредитель компании Skin aesthetic, доктор клиники Muqarnas;
  • Гульноз Халтаева — директор Aesthetics group в Узбекистане.

Мы поговорили с экспертами, работающими в разных областях эстетической медицины, включая косметологию, трихологию и пластическую хирургию. Как оказалось, медицинский туризм именно в этой сфере — направление, которое сейчас в Узбекистане развивается очень активно. Более того, услуги многих клиник страны уже не первый год востребованы у иностранных граждан.

Как отмечает Рано Иногамова, развитие Узбекистана как направления для медицинского туризма началось примерно в 2015 году. Именно тогда стали активно строить частные клиники как в Ташкенте, так и в крупных городах страны, таких как Самарканд, Бухара, Хива, Фергана.

Причем, как отметил Алишер Касымов, одними из первых, наряду со стоматологическими клиниками, в Узбекистане начали развиваться именно клиники эстетической медицины.

На сегодняшний день, по подсчетам экспертов, порядка 10–20 % пациентов клиник, в которых они работают, это иностранные граждане. Кого-то из них привлекает стоимость услуг. Несмотря на то что цены на процедуры за последнее время выросли, они остаются ниже, чем в соседних государствах (однако, по словам Рано Иногамовой, в последнее время некоторые клиники подняли цены для нерезидентов Узбекистана на 15 %). А кто-то едет за качеством.

По мнению Алишера Касымова, рост цен может сказаться на количестве иностранных пациентов. Впрочем, как бы там ни было, этот сегмент рынка продолжает расти.

Факторы роста

Развитие этого направления в Узбекистане, по мнению экспертов, можно объяснить несколькими ключевыми факторами.

По словам профессора Алишера Касымова, в первую очередь это связано с тем, что при довольно неплохом уровне узбекской медицины цены относительно других государств в Узбекистане ниже.

Кроме того, на сегодняшний день государство создает все необходимые условия для развития частных клиник.

«Речь идет в том числе о снижении налогов. Поэтому многие бизнесмены вкладывают деньги в клиники, так как это считается очень выгодно, востребовано. Я думаю, что в таких условиях медицина, в том числе эстетическая, будет развиваться в Узбекистане быстрыми темпами. В Ташкенте уже сейчас очень много салонов красоты, эстетических клиник, где проводятся пластические операции», — считает Алишер Касымов.

Рано Иногамова добавляет, что в стране целенаправленно строятся клиники в соответствии с мировыми стандартами. Они изначально нацелены на медицинский туризм и готовы принимать иностранных граждан.

Растет и количество специалистов. «Если еще 10–15 лет назад у нас было не более 20 пластических хирургов, то сейчас их число перевалило за две сотни. Я являюсь президентом Общества пластических хирургов Узбекистана, и в нашем обществе уже состоит около 200 врачей», — уточнил Алишер Касымов.

Помимо этого, пластические хирурги из Узбекистана время от времени сами оперируют в иностранных клиниках, в том числе в Казахстане. Что закономерно приводит к всплеску интереса к эстетической медицине Узбекистана. А также увеличилось количество визитов в Узбекистан докторов из России, Турции, Кореи, Грузии, Индии.

«Местные врачи, ассистируя иностранным специалистам, повышают свою квалификацию. Кроме того, многие хирурги сейчас имеют возможность вылетать за границу — в США, Латинскую Америку, Корею, Грузию, Россию, Европу — на мастер-классы, что также повышает квалификацию врачей в Узбекистане. Это все приводит к росту цен на услуги клиник», — отмечает Рано Иногамова.

Наконец, немалую роль в развитии медицинского туризма в Узбекистане сыграли туроператоры, многие из которых выделили посещение страны именно в этом контексте в отдельную категорию.

За какими услугами в узбекские клиники обращаются казахстанцы? «Начиная с 2016 года услугами частных узбекских клиник активно начали пользоваться иностранцы. В основном это граждане Казахстана, России, Кыргызстана, Таджикистана и Туркменистана. Если говорить о казахстанцах, то в первую очередь это жители приграничных регионов — Шымкента, Туркестана, Тараза», — отвечает Рано Иногамова.

Что касается алматинцев и астанинцев, то их тоже можно встретить в узбекских клиниках, причем, как отмечает Фатима Азимова, они чаще обращаются за более дорогими процедурами, такими как SVF-терапия, пластическая хирургия.

По словам Гулчхеры Шамсиевой, наши соотечественники в основном обращаются за инъекционными и аппаратными процедурами — ботулинотерапией, филлерами, RF-лифтингом, мезотерапией и т. п.

По наблюдениям Алишера Касымова, казахстанцы не игнорируют и пластическую хирургию — среди обращений встречаются и блефаропластика, и подтяжка лица и шеи, и SMAS-лифтинг, и липосакция, и маммопластика и многое другое.

Рано Иногамова отметила, что из аппаратной косметологии у граждан нашей республики большой популярностью пользуется процедура BBL (фотоомоложение лица), удаление сосудистых звездочек, пигментных пятен. А также лазерные шлифовки. Многие приезжают на трансплантацию волос.

Гендерные, возрастные и процедурные предпочтения

На сегодняшний день в клиники эстетической медицины обращаются как женщины, так и мужчины. Причем, как отметила Фатима Азимова, в эстетической медицине основные клиенты в дерматокосметологии — это женщины, в трихологии — мужчины.

Тем не менее и у женщин, и у мужчин в возрасте 20–30 лет, обычно при угревой болезни, пользуются популярностью пилинги, противовоспалительные маски.

По данным Гульноз Халтаевой, среди наиболее популярных процедур в косметологии — ботулинотерапия, биоревитализация (улучшение качества кожи, работа с пигментацией), аугментация губ (наполнение, увлажнение, коррекция асимметрии), коллаген, биостимуляция и плазмолифтинг. Причем выбор препаратов в этой категории очень широк. Клиенты выбирают препараты производства Кореи, Италии, Испании, Швейцарии, Франции. Из аппаратных процедур — борьба с пигментацией, а также такие безоперационные процедуры, как SMAS-лифтинг и RF-лифтинг.

Согласно наблюдениям Рано Иногамовой, молодые люди с 18 лет обращаются к ринопластике и маммопластике, женщины в возрасте 35–50 лет делают маммопластику, мужчины с 35 до 50 лет — пересадку волос, мужчины с 45 до 60 лет — блефаропластику. Мужчины и женщины с 35 до 55 лет интересуются липоскульптурированием тела.

«В 20–30 лет женщины делают чистки, аппаратные чистки Hydrafacial, контурную пластику губ, контурную пластику подбородка, пилинги, мезотерапию и биоревитализацию. У мужчин ботулотоксин на первом месте, чистки, уходовые процедуры, все, что без боли», — отметила эксперт.

Женщины 30–40 лет предпочитают биоревитализацию и ботулотоксин верхней трети лица. Так как в этом возрасте начинаются признаки птоза, они переходят на аппаратные процедуры, такие как микроигольчатый RF, SMAS-лифтинг (Ultraformer MPT), мезотерапия, уходовые процедуры.

Что касается пластической хирургии, то 90 % пациентов Алишера Касымова — женщины.

«Женщины больше уделяют внимания своей красоте, они хотят выглядеть более молодыми. И это нормальное явление. Но надо отметить, что в последнее время количество мужчин, которые обращаются к услугам пластической хирургии, начало расти. И это хорошая и правильная тенденция», — отметила эксперт.

В более молодом возрасте — 18–25 лет — люди в основном обращаются за ринопластикой или отопластикой. А вот после 35 основной запрос — возрастные изменения. И самые востребованные операции — маммопластика, абдоминопластика, липосакция.

«Липосакция очень популярна в Узбекистане по той простой причине, что у нас преобладает жирная пища, которая делает свое дело и с возрастом может сказаться проблемами с ожирением. Сталкиваются с этим проблемами и мужчины и женщины. Мужчины тоже убирают свои животики, но обращаются они, конечно, меньше, чем женщины. Помимо липосакции большим спросом пользуется абдоминопластика. В Узбекистане женщины рожают в среднем троих-четверых детей. Что, конечно, сказывается на фигуре, коже, животе и так далее. Поэтому многие женщины делают абдоминопластику и маммопластику», — уточнил Алишер Касымов.

Еще одна популярная пластическая операция — блефаропластика. Причем если в Европе к этой процедуре прибегают в основном возрастные пациенты, то в Узбекистане она популярна и среди молодежи.

«Тяжелые веки — это анатомия, строение восточных людей. Поэтому даже очень молодые люди делают блефаропластику. Впрочем, обращаются за ней и пациенты 35+», — поделился Алишер Касымов.

Пациенты в возрасте от 45 лет чаще всего обращаются с проблемами возрастных изменений. Делают подтяжку лица, шеи, груди и так далее.

На что придется раскошелится

Среди самых дорогих косметологических процедур эксперты назвали лазерную шлифовку лица, SMAS-лифтинг, процедуры регенеративной медицины (SVF-терапия).

Среди самых доступных оказались чистка кожи лица, пилинги, различные маски, противовоспалительная терапия, мезотерапия.

Если говорить о конкретике, то стоимость любой процедуры зависит от многих факторов. Например, от уровня клиники. Ценник существенно может вырасти за счет дорогого оборудования, используемых препаратов и т. д. А также от квалификации врача. Плюс, по словам Рано Иногамовой, операция у локального специалиста обойдется дешевле.

В среднем же, если мы говорим о косметологических процедурах, прайс будет выглядеть примерно так:

  • SMAS-лифтинг лица на аппарате Ultraformer MPT — $500–1200.
  • Подтяжка лица на микроигольчатом RF (радиочастотный лифтинг) GENIUS — в среднем $800–1000.
  • Такая же процедура на микроигольчатом аппарате Morphuis стоит почти в 2 раза дешевле. Разница в одноразовых насадках и Genius — это аппарат с искусственным интеллектом. Поэтому, как только иглы касаются кожи лица, аппарат сам настраивает необходимые параметры для процедуры.
  • Лазерные шлифовки лица — $400–800.
  • Пластика лица филлерами и ботулотоксинами — до $2000.

Что касается пластических операций, то при обращении к местным хирургам цены будут в среднем такими:

  • блефаропластика верхних или нижних век — $300–500,
  • SMAS-подтяжка лица — $2500–4000,
  • абдоминопластика — $3000.

Цены на маммопластику зависят от сложности операции и вида операции — в среднем $2500–4000. При этом $2500 — это редукционная маммопластика (уменьшение груди).

В чем интерес страны

В самом начале мы говорили о том, что в Узбекистане развитию медицинского туризма уделяется внимание на государственном уровне. И это неудивительно: популярность страны как медицинского направления указывает на высокий уровень медицинского обслуживания и способствует притоку инвестиций, которые помогают повысить качество медицинских услуг не только для туристов, но и для граждан.

«Сейчас наше государство усилило меры по преобразованию Ташкента в туристический город. Думаю, что медицинский туризм будет положительно влиять на это преобразование. Да и в целом это направление имеет большое значение. Для самих туристов это возможность получить необходимые медицинские процедуры и посетить исторические города Узбекистана. Совместить приятное с полезным. Для клиник, отелей ресторанов и многих других сопутствующих отраслей это дополнительная прибыль. А для государства, соответственно, пополнение бюджета за счет налогов», — отметила Рано Иногамова.

Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
Выбор редактора
Ошибка в тексте