Как PTC Holding завоёвывает свою нишу на китайском рынке

Частный казахстанский логистический оператор принял участие в крупнейшей отраслевой выставке в Шанхае

Три мужчины и женщина сидят за столом на логистической выставке в Шанхае
Переговоры на выставке в Шанхае
Фото: пресс-служба PTC Holding

Год назад PTC Holding напрямую вышел на рынок логистических услуг Китая, открыв в Шанхае свое дочернее предприятие PTC Freight Agency (PTC FA) и в конце июня впервые принял участие в одном из ведущих мероприятий в Азии — выставке Transport and Logistic China 2024.

Итоги и достижения

«Год прошел, и мы можем подвести промежуточные итоги. Ими может служить то, что на сегодняшний день на контейнерном рынке Китая группа компаний PTC Holding со своими брендами PTC Cargo, PTC Freight Agency становится узнаваемой среди производителей», — отмечает председатель правления PTC Holding Тимур Карабаев.

Действительно, по данным PTC FA, ее грузооборот за неполный 2023 год составил около семи тысяч ДФЭ (двадцатифутовый эквивалент). Но более важным для ее бизнеса стало появление у нее в качестве якорных клиентов таких гигантов мировой логистики, как китайские COSCO и CRIMT.

China Ocean Shipping Company, известная как COSCO, является одной из крупнейших в мире судоходных и логистических компаний. О том, что это сотрудничество серьезно и перспективно, говорит тот факт, что только лишь за пять месяцев 2024 года компания PTC FA совместно с COSCO уже осуществила перевозку более пяти тысяч контейнеров. На сегодняшний момент у PTC Freight Agency есть договор с COSCO о том, что казахстанская компания является их контрагентом в Центральной Азии, непосредственно — по Казахстану и Узбекистану.

«Все контейнеры COSCO, которые прибывают в эти две страны, после разгрузки передаются нам для того, чтобы мы осуществляли их возврат собственникам. Помимо этого, у них есть большие проекты по перевозке грузов из Китая в Казахстан, и здесь мы начали наши контейнеры предоставлять им в пользование. Пока мы сотрудничаем только в части предоставления контейнеров, но в последующем, скорее всего, заберем и саму перевозку по Казахстану», — уверен генеральный директор PTC Freight Agency (Shanghai) Тимур Темирханов. По его словам, сейчас активно налаживается сотрудничество с дочерними компаниями китайского гиганта.

«Подписанный контракт с CRIMT (China Railway International Multimodal Transportation Co., Ltd) — это очень знаковое событие. Потому что иметь контракт с CRIMT и работать на китайской территории самостоятельно — это привилегия очень немногих компаний», — отмечет Тимур Карабаев.

Следует отметить, что China Railway International Multimodal Transportation Co., Ltd. (CRIMT) — это госкомпания, которая специализируется на организации международных мультимодальных перевозок, являясь китайским аналогом казахстанской «КТЖ Логистик» и играет ключевую роль в реализации инициативы «Пояс и путь», обеспечивая перевозку грузов между Китаем и Европой через сеть железнодорожных маршрутов, известных как China-Europe Railway Express (CR Express).

«Мы встали в пул поставщиков и в конце мая 2024 года для них организовали первый совместный поезд со станции Достык на Москву, на станцию Селятино — так называемый скоростной поезд. Мы должны были обеспечить скорость поезда с прибытия на Достык до станции назначения в течение восьми суток. Мы в эти сроки уложились», — с гордостью говорит Тимур Темирханов.

Выставка «Transport and Logistic China 2024», люди на выставке
Участие PTC Holding на выставке Transport and Logistic China 2024
Фото: пресс-служба PTC Holding

Еще одним доказательством того, что частный казахстанский логистический оператор завоевывает серьезные позиции на китайском рынке, является подписанный на полях прошедшей в Шанхае выставки Transport and Logistic China 2024 меморандум о сотрудничестве между PTC Cargo и Jiangsu International Rail Freight Express Co. Китайская компания является «дочкой» Jiangsu SOHO Holdings Group Co., Ltd. — крупной группы государственных предприятий с общими активами и годовым доходом в сотни миллиардов долларов, работающими с более чем 160 странами и регионами по всему миру. Сама Jiangsu International Rail Freight Express Co., Ltd осуществляет перевозки по 24 маршрутам, охватывающим 26 стран Европы и Азии и почти 80 международных станций.

«На сегодняшний день у нас появились очень серьезные и устойчивые связи с крупными китайскими компаниями. Помимо COSCO, это компания CIMC — крупнейший в мире производитель контейнерного оборудования. Со стороны этих компаний есть достаточно большой интерес к сервисам, которые предлагает PTC», — отмечает Тимур Карабаев.

Стенд компании на выставке «Transport and Logistic China 2024»
Стенд компании на выставке Transport and Logistic China 2024
Фото: пресс-служба PTC Holding

Компании группы PTC Holding стали знаковым партнером для китайских автопроизводителей: сейчас, когда идет поставка автокомплектов на рынок Казахстана и Центральной Азии сервис, как правило, заказывается у компании PTC Freight Agency. Кроме того, значительная часть экспорта из Казахстана в Китай обслуживается на казахстанской стороне компанией PTC Cargo, а ее соисполнителем на китайской стороне выступает PTC Freight Agency.

«Очень важно, что в настоящий момент у PTC FA появились хорошие устойчивые наработанные связи с китайской железной дорогой. Не только с компаниями-грузополучателями, но и с самой железной дорогой», — подчеркивает Тимур Карабаев.

Секреты успеха

Успех частного казахстанского логистического оператора на крайне конкурентном рынке китайской логистики в самой группе компаний PTC объясняют несколькими факторами.

Во-первых, удачным временем входа на рынок. Начиная с 2019 года — сначала пандемия, а затем последовавшие события, включая происходящее в Украине и секторе Газа, сделали мировой рынок логистики крайне турбулентным и нарушили традиционные связи и маршруты. В этой ситуации, как и в любой кризис, помимо проблем появилось окно возможностей.

«Мы начали процесс регистрации, когда еще была пандемия. И вот когда она закончилась в Китае, нам удалось зарегистрировать компанию», — рассказывает Тимур Карабаев.

В этот период пандемия и связанные с ней ограничения, налагаемые разными странами в том числе на торговый оборот, в буквальном смысле обесточили запасы товаров в СНГ, в Европе и вообще по всему миру, потому что их поставки прекратились. Запрос на новые товары, а значит, и на услуги тех, кто их доставит до склада потребителя, стал огромным, и особенно это было заметно в Китае, который в XXI веке превратился в «мастерскую мира». В то же время в мировой логистике за время карантинных ограничений произошли значительные изменения.

«Когда закончилась пандемия, всем стало понятно: как было, уже не будет. Начали меняться маршруты», — констатирует Тимур Карабаев.

В самом Китае карантинные ограничения на работу производственного сектора и логистики были отменены позже всех, лишь в течение 2022 года. А в мае 2023-го PTC Freight Agency была зарегистрирована в Шанхае.

«Эта точка входа на рынок оказалась по времени очень удачной. И следующие политические события, которые произошли, также стали очень сильно менять географию и маршруты поставок. То, что мы сейчас видим, — это уже следствие принятых решений», — считает Тимур Карабаев.

Еще одним крайне важным фактором успеха стало стратегическое решение компании, принятое несколько лет назад, об открытии дочерних компаний на ключевых транспортных маршрутах — в Китае, Турции, России, Узбекистане. «Изначально цель группы PTC, в частности PTC Cargo, по открытию компании в Шанхае была разместиться поближе к грузовой базе, убрать сеть посредников и работать с грузами Китая напрямую. И мы видим, что это дало результат», — отмечает Тимур Карабаев.

Участники выставки в Шанхае
Участники выставки в Шанхае
Фото: пресс-служба PTC Holding

В свою очередь глава PTC Freight Agency Тимур Темирханов также считает, что большое значение в быстром и успешном обретении серьезных партнеров в Китае имел географический и языковой фактор.

«Возможно, сыграло свою роль и то обстоятельство, что мы находимся непосредственно в Шанхае. Наш офис находится в 15 минутах езды от штаб-квартиры COSCO. Плюс то, что китайские сотрудники нашего офиса и наши китайские контрагенты говорят на одном языке, у них один менталитет, поэтому всем удобно взаимодействовать, тем более в рамках одного города», — считает Темирханов.

Глава PTC FА также отмечает, что немаловажным условием, помогающим завоевать доверие клиентов, является то, что группа компаний PTC Holding в отличие от многих других логистических операторов, предлагающих свои услуги на китайском рынке, обладает собственной инфраструктурной базой и, выстраивая сервис, опирается на собственные активы.

«Важное преимущество — то, что мы имеем собственные активы в Казахстане. Рынок конкурентен, и очень сильно, но мы видим, что на нем есть много компаний без своих активов, которые работают на сервисах ОТЛК или «КТЖ Экспресс». Поэтому, когда приходим к клиентам и рассказываем о наших собственных активах в виде терминала на станции Достык, парка платформ и контейнеров, люди доверяют гораздо больше», — объясняет Тимур Темирханов.

Руководитель компании также отмечает, что «у китайцев своя ментальность и свои правила ведения бизнеса». «Но нам намного проще с этим справляться, потому что мы находимся непосредственно внутри, в среде, и нам легче проводить переговоры. В Китае, да и не только, действует универсальное правило: бизнес в логистике — это бизнес доверия. Например, для компании Chery, чьи машинокомплекты мы возим в Костанай, на «СарыаркаАвтоПром», мы привезли первую пробную партию — они посмотрели, оценили сервис, и им понравилось. То есть ключевое — это качество сервиса», — убежден глава PTC Freight Agency.

Планы и перспективы

«Глава государства начиная с 2022 года очень активно на всех площадках знакомит мир с Транскаспийским международным транспортным маршрутом (ТМТМ). И сейчас мы видим, что к ТМТМ начинают появлять интерес многие производители продукции. Мы начали строить терминал в Поти, он станет нашей опорной точкой на Черном море. Если смотреть на поставку из Китая в сторону Кавказа, Турции и Европы, это будет конечная, крайняя точка колеи 1520», — делится ближайшими планами Тимур Карабаев.

Команда PTC Holding  на выставке в Шанхае, люди стоят на красном ковре
Команда PTC Holding на выставке в Шанхае
Фото: пресс-служба PTC Holding

Таким образом, помимо уже традиционного для холдинга региона СНГ, в частности направления поставок на Москву, появляется и Транскаспийский маршрут, который, по словам Тимура Карабаева, начинает работать и в обратном направлении — из Европы в Китай. «Плюс мы видим очень большой потенциал в центральноазиатских странах», — добавляет глава PTC Holding. Однако пока развитие в регионе серьезно сдерживают инфраструктурные ограничения, которые есть не только в Казахстане, но и в других странах региона. Это касается и пропускной способности железной дороги, и складских помещений, и сервисных услуг.

«Сейчас в экспортном направлении на Достык очень много брошенных поездов. Потому что пропускной способности дороги и терминальной сети на Китай не хватает, чтобы обеспечить такой объем. В результате «заходит» импорт, а под него нет вагонов, они все стоят под экспортом. Поэтому инфраструктуру надо расшивать», — считает Тимур Темирханов.

Тимур Карабаев также отмечает, что «в настоящий момент у нас есть инфраструктурные ограничения, связанные со строительством вторых путей по маршруту Достык — Мойынты, плюс сейчас начинает строиться объездная железная дорога в Алматы».

«В момент завершения этих двух больших строек, а это будет уже в конце 2025 года, думаю, что сервисы на Центральную Азию, в частности на Ташкент, восстановятся в допандемийном объеме и даже, думаю, вырастут», — подводит итог председатель правления группы компаний PTC Holding.

Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
Популярное
Выбор редактора
Ошибка в тексте