Как открыть косметологическую клинику и не разориться

Опытом делится основательница Dostykmed Бахыт Мустафина

Бахыт Мустафина, клиника Dostykmed, сидит на столе для процедур рядом с косметическими аппаратами
Бахыт Мустафина
Фото: © Андрей Лунин

На чем зарабатывают врачи-косметологи? Кто ходит в дорогие центры эстетической медицины? Почему клиника Dostykmed не работает в выходные? Какой будет косметология через пять лет? На эти и другие вопросы ответила руководитель алматинской клиники эстетической медицины Бахыт Мустафина.

Бахыт Жанатовна, вы основатель и директор клиники Dostykmed. У вас есть медицинское образование?

— Я в медицине уже больше 25 лет, с 1999 года. Окончила Семипалатинский медицинский институт как невролог, затем защитила диссертацию на тему «Психические расстройства у больных псориазом» — на стыке психи­атрии и дерматологии.

Начинала изучать кожу в кожвенинституте, пять лет отработала там с кожными болезнями и только потом ушла в «эстетику». Как косметолог прошла много курсов повышения квалификации и стажировок — от Тбилиси и Баку до Рима и Монако.

После кожно-венерологического института работала в крупных эстетических медцентрах, и, набравшись в них опыта, зная, какие плюсы и минусы есть, я создала клинику своей мечты. Мы работаем уже семь лет.

Поделитесь опытом: если я захочу открыть свой центр эстетической медицины, что я должна буду учесть?

— Важно правильно выбрать локацию, так как от этого зависит доступность для клиентов. Нужно набрать высококвалифицированный персонал, обеспечить качественное обучение сотрудников и создать дружелюбную атмосферу, которая будет привлекать людей. Маркетинг и реклама также имеют огромное значение: без грамотного продвижения вы можете не достичь желаемого потока клиентов. В клинике должны использоваться только сертифицированное оборудование и высококачественные препараты — безопасность прежде всего.

Сколько у вас сотрудников?

— Всего работают 40 человек, из них 17 врачей, один пластический хирург.

Сколько пациентов к вам обращается ежемесячно?

— В среднем 50–60 человек, из них половина — постоянные пациенты.

Вы работаете без выходных?

— В субботу мы открыты до 15:00, в воскресенье отдыхаем. В будние дни работаем с 10 до 19.

Почему? Вы же теряете клиентов, которым удобнее получить процедуры в выходные или после работы.

— Я хочу, чтобы в моей компании персонал работал с удовольствием, без выгорания. Я сторонница Art de vivre. Неотдохнувший врач не даст нужного результата. В свое время я сама работала по 12 часов и не хочу практиковать такой подход к своим сотрудникам.

Мы предоставляем высокий сервис, а в таком случае всегда «господа обслуживают господ». Пациенты должны уважать персонал, как и персонал — пациентов.

Сколько составили первоначальные вложения в открытие клиники? Через какое время окупились вложения?

— 150 миллионов тенге. Хорошая клиника окупается за два-три года. На точку безубыточности мы вышли за год.

Какие косметологические процедуры самые маржинальные?

— Наибольшую маржинальность приносят аппаратные процедуры, например RF-лифтинг и фотоомоложение. Такие процедуры имеют высокий спрос и обеспечивают значительный доход при правильном подходе.

Но, конечно, сначала нужно вложиться в дорогое качественное оборудование и учесть, что косметические аппараты, как айфоны, быстро устаревают: каждые три-четыре года их приходится менять, кроме того, крупных затрат требует их обслуживание. Пациенты в этом смысле избалованы, потому что крупные клиники располагают большим парком аппаратуры. И чтобы конкурировать, надо быть на волне.

В сфере эстетической медицины в целом большая конкуренция?

— Есть косметология белая, есть косметология серая — и там достаточно большая аудитория, крутятся большие деньги. Причем серой может быть необязательно дешевая клиника, на «левый» препарат или врача без сертификата можно нарваться и в дорогом медцентре.

Отрадно, что получить медицинскую лицензию стало намного сложнее, чем даже пять лет назад: надо собрать до 40 документов, чтобы подать заявку.

Есть ли в Алматы платежеспособный спрос для новых косметологических клиник?

— Конкуренция на рынке действительно велика. Однако если новый центр предлагает высококачественные и актуальные услуги, заботится о своих клиентах и активно следит за трендами, место для него всегда найдется. Главное — это уникальное предложение, внимательное отношение к клиентам и соблюдение всех норм и правил. Любой медцентр — это прежде всего про медицину, а не про бизнес.

Многие клиники также зарабатывают на дистрибуции препаратов или оборудования. У вас есть какие-то «побочные» доходы?

— Мы ничего не продаем. Но у нас есть образовательный центр, где прошли курсы уже более 60 косметологов. Школа — часть бизнеса, которая требует больших ресурсов, но в то же время приносит прибыль.

Как косметологические клиники взаимодействуют со смежными отраслями, например стоматологией, фитнес-индустрией, диетологией?

— У нас есть врачи интегративной медицины, при необходимости мы привлекаем эндокринологов и стоматологов. Например, клиенты, которые проходят стоматологические процедуры, часто обращаются за уходом за кожей, чтобы улучшить общий внешний вид. И наоборот, при такой проблеме, как бруксизм, уже мы можем помочь: снять гипертонус жевательных мышц, тогда пациент перестанет скрипеть зубами и зубы не будут разрушаться.

А вы даете советы клиентам по образу жизни, диете?

— Я убеждена, что главное — это высыпаться. Диету мы не можем назначать, так как мы не гастроэнтерологи, но как дерматологи объясняем, что, например, липолитики не подействуют, если употреблять много жирного, а при лечении угревой болезни противопоказаны газированные напитки и фастфуд. Ну и понятно, что если переедать, то результат, скажем, абдоминопластики (удаление жира с живота) не сохранится надолго.

А как вы относитесь к фейсфитнесу?

— Я его не очень люблю. Разные мышцы лица переплетены, и я плохо себе представляю, как можно двигать только одну мышцу и не затрагивать остальные. Наоборот, фейсфитнесом можно усугубить носогубные складки, морщины, носослезную борозду, получить растяжение тканей кожи. Мне кажется, лицо — это не те мышцы, которые надо качать. На лице мышцы надо расслаблять — это дает оптимистичное, доброжелательное выражение.

Какие тренды в косметологии вы считаете значимыми?

— Когда я начинала заниматься эстетической медициной, это в основном были уходовые процедуры, затем были «литры» гиалуроновой кислоты, ботокс и пилинги до глубоких слоев кожи. Сейчас время аппаратной дерматокосметологии с искусственным интеллектом. Оборудование становится более точным и безопасным. Я уверена, что будущее за аппаратной косметологией.

В тренде натуральность, экологичность: пациент осознанно потребляет услуги косметологии, обновляет кожу, не теряя своего лица.

Давайте поговорим об антиэйдж-косметологии. На Западе женщины перестают красить волосы, делать макияж и в целом скрывать свой возраст. Как у нас с этим?

— Я считаю, что человек прекрасен в любом возрасте, и сегодня в мире эта тенденция — антиэйджизм — есть. Но у нас вопрос эйджизма (дискриминации по возрасту) стоит остро, и женщины, а также мужчины, очень заинтересованы в том, чтобы выглядеть моложе.

Какова доля мужчин среди ваших клиентов?

— Сейчас — процентов двадцать. А когда я начинала работать, мужчины в косметологии были большой редкостью, они приходили тайком, мы даже рассчитывали их не на кассе, а в кабинетах. Сегодня посещать косметическую клинику престижно, появилась хорошая тенденция, когда приходят парами: мужчина и женщина.

Мужская косметология чем-то отличается от женской?

— Конечно. Кожа у мужчин толще, коллагена больше, им в этом плане повезло. А проблемы в принципе те же: угревая болезнь, расширенные поры, птоз (опущение век) — но он медленнее идет. Реже у мужчин возникает и пигментация. Но в целом женщины в большинстве выглядят лучше своих ровесников-мужчин, потому что больше занимаются внешностью.

Могу сказать, что мужчины чаще выбирают более натуральные и «незаметные» процедуры, такие как ботокс и коррекция овала лица.

Многие мужчины страдают от рубцов после угрей. К счастью, сейчас есть эффективные лекарственные препараты для лечения угревой болезни, но те, кто старше 40 лет, приходят с грубыми рубцами, можно сказать, испещренными лицами.

Угри — это чаще подростковая проблема. Много у вас пациентов младше 18 лет?

— Это растущий рынок, можно сказать, отдельное направление — подростковая косметология. Мне очень нравится, что дети уже с 11–12 лет бережно относятся к своей внешности, они во многом хорошо разбираются, условно говоря, знают, чем отличается пенка от мусса. Зачастую дети приводят к нам своих родителей, а не наоборот. Идет популяризация подростковой косметологии, особенно в соцсетях. Да и родители сейчас не говорят своему ребенку, когда у него появляются угри: «Замуж выйдешь (или женишься) — и всё пройдет». Угревая болезнь — это заболевание, которое надо лечить точно так же, как ангину или отит.

Что беспокоит молодежь в этом возрасте?

— Кроме угревой сыпи, это сальность, жирные волосы, а еще — широкие носы: при гормональной перестройке иногда нос растет быстрее остальных частей лица. Это вызывает у подростков комплексы. Иногда приходит ребенок с чистой кожей, но чувствует себя некрасивым, тогда нам приходится быть психологами, убеждать юных пациентов, что стоит немного подождать и лицо станет гармоничным.

Мне очень грустно, когда я вижу на приеме молодых девушек с расстройством пищевого поведения, анорексией, булимией, с зацикленностью на несуществующих проблемах. Большинство молодых пациентов страдает депрессией и неврастенией, у многих — пограничное расстройство: как психиатр я это вижу, и меня это очень волнует.

Мы здесь не можем корректировать ментальные нарушения, но если девушка сделает губы пухлее или избавится от прыщей и это поможет ей поднять самооценку — то почему бы и нет?

Каково соотношение девушек и юношей среди пациентов-подростков?

— В отличие от взрослых, здесь — 50 на 50. Нынешние юноши очень озабочены своей внешностью, в ход идут спорт, питание, косметика и т. д.

Для подростков есть специальная косметика?

— Профессиональные средства, кроме антиэйдж, подразделяются не по возрасту, а по типу кожи — сухая, жирная и т. д., остальное — маркетинговые уловки производителей. Чаще подростки пользуются косметикой для чувствительной или жирной кожи.

Кто ваш типичный пациент?

— Это женщина среднего возраста, социально активная, успешная. Больше половины из них приходят не только за «красотой», но и за лечением кожных заболеваний. Доля женщин, которым ухоженная внешность нужна «по работе», — блогеров, селебрити, моделей — небольшая. В целом наши пациенты — люди грамотные, продвинутые, много знают о своей коже, о косметологических препаратах и методах, мы с ними говорим на одном языке.

Какие страны задают тон в косметологии?

— США и Корея: Штаты активно развивают новые аппаратные методики, а также устройства для омоложения и ухода за кожей. Южная Корея же известна своими инновациями в области косметических препаратов и техник.

Каким будет рынок эстетической медицины через пять лет?

— Рынок будет продолжать стремительно развиваться. Я уверена, что мы увидим еще больше инновационных технологий, которые станут более доступны, более безопасны и более индивидуализированы. Скорее всего, возрастет интерес к мужской косметологии, а также к уходу за кожей подростков и детей.

Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
Выбор редактора
Ошибка в тексте