Как молодой алматинец обеспечивает кофейни страны печеньем местного производства

Ергали Ерсаин уже открыл фирменный магазин и теперь хочет наладить изготовление шоколада

Ергали Ерсаин
Ергали Ерсаин
Фото: личный архив

Рынок снеков, то есть легких перекусов, сегодня в мире фрагментирован, а конкуренция высока, особенно в развитых странах, где работает большое количество производителей.

По данным международной исследовательской компании Ipsos, только по итогам 2023 года объем рынка перекусов превысил $456 млрд. Производство печенья — одно из крупных ответвлений этого рынка: аналитики Grand View Research (GVR) прогнозируют, что уже по итогам следующего года этот рынок достигнет $44 млрд. Эксперты отмечают, что растущая популярность печенья будет ключевым фактором, способствующим росту рынка.

В Казахстане, кроме крупнейших фаб­рик вроде «ЛОТТЕ Рахат», существуют и игроки поменьше, которые уверенно занимают свои ниши и даже показывают рост. Так, 27-летний Ергали Ерсаин третий год развивает производство органического и халяльного печенья Chunky. Компания ежемесячно производит около 100 тыс. штук печенья, включая восемь разных видов в индивидуальных упаковках, которые представлены в более чем 1,5 тыс. кофеен и магазинов в 12 городах страны. Также налажено производство мини-печенья в упаковках, которое реализуется в 50 торговых точках и на маркетплейсах. Количество сотрудников компании составляет 30 человек. Как у Chunky получилось создавать вкусный и востребованный продукт?

Точки роста

Ергали родился в Алматы, интерес к предпринимательству начал проявлять еще с поступления в Финансово-экономический колледж ЕврАзиРа (Евразийский институт рынка). С первого курса начал работать бариста в одной из популярных кофеен города, посещал разные встречи для начинающих предпринимателей. В итоге оставил учебу и совместно с приятелями, с которыми подружился на одной из таких бизнес-встреч, решил открыть кофейню. Вышло это так. В 2017-м Ергали, к тому моменту уже имевшего неплохой опыт работы бариста, пригласили поставить работу бара в новом алматинском проекте — кафе Burrito Go напротив университета UIB. «Там был формат «еда и напитки из холодильника», хотя имелось место для бара. Мы условились, что я поставлю им бар и организую его работу, а в ответ попросил, чтобы партнеры инвестировали в мою идею заведения по приготовлению хот-догов возле КИМЭПа», — вспоминает он. Но все закончилось тем, что его позвали управляющим партнером в Burrito Go.

Продолжением проекта стало открытие в 2018-м второй точки заведения на набиравшей тогда популярность пешеходной улице Панфилова. «После нескольких ребрендингов через три года нам пришлось закрыть проект. Оказалось, прогадали с позиционированием. Все, что находится по Панфилова ниже улицы Толе би, — проекты, которые в основном предлагали продукт по более доступной цене. Наш концепт там сложно приживался», — признается собеседник.

Параллельно Ергали брал другие проекты под управление и помогал в запуске ресторанов. Его первая точка с кофе под названием Yellow, которую он организовал в Burrito Go, после закрытия проекта переезжала в разные точки города, пока не нашла удачную локацию в коворкинг-центре Alatau Creative Hub, в районе спортивного комплекса Almaty Arena. К слову, точка была успешно продана год назад.

«После пандемии посещаемость кофейни сильно выросла. Мы стали думать над тем, чтобы предлагать там снеки. В районе было много самозанятых, кто сам печет дома, и они часто предлагали свою продукцию. Я договорился с одной женщиной, чтобы она обеспечивала нас печеньем. Но оно всегда получалось средним по качеству — то разной формы, то ломалось», — вспоминает Ергали.

Тогда ему пришла идея производить печенье самостоятельно. «Продукт мне казался интересным и жизнеспособным. Я много спрашивал у знакомых, кто работает на рынке кофеен, интересовался, насколько эта идея для них актуальна. Все были настроены скептически, однако я видел, что ниша есть: с каждым месяцем количество кофеен растет», — объясняет предприниматель.

От идеи до успеха

Рецептуру печенья он разработал вместе со своей приятельницей — кондитером Данеш Кушкурбаевой. Для изготовления арендовали цех, первая партия в 60 штук продалась в небольшой местной кофейне за пару дней. В начале 2021-го, презентовав идею двум партнерам, Ергали запустил первый цех, в который было вложено около 20 млн тенге. Инвестиции окупились менее чем через год. Первую неделю печенье раздавалось кофейням для пробы.

Ергали Ерсаин и его печенье
Ергали Ерсаин и его печенье
Фото: личный архив

«Я просто рандомно отправлял коробки в кофейни без какого-либо предупреждения. Каждый день курьер доставлял печенье по 30 разным адресам. Также отправлял на пробу знакомым и собирал от них обратную связь, — рассказывает Ергали. — Одни кофейни сразу соглашались взять и протестировать, другие отказывались. Мы же изо всех сил старались доказать свою ценность, сообщая об успешных результатах в других кофейнях. Наша главная задача была настоять на том, чтобы они просто попробовали. Мы понимали, что в конечном счете решение принимает потребитель. Было много случаев, когда те, кого долго уговаривали, становились лидерами продаж».

Первые договоры были подписаны с приятелями из сектора, которые поддержали проект на старте. После к работе приступил менеджер по продажам, и уже в первый месяц было подключено порядка 100 точек, куда было реализовано более 12 тысяч штук печенья.

Сегодня, говорит Ергали, Алматы является лидером по продажам и занимает порядка 50 % по объему поставок, еще 30 % приходится на кофейни Астаны. Остальное отправляется в регионы. Реализация в Алматы происходит напрямую через собственную курьерскую службу, в регионах продажи налажены через дистрибьюторские сети. Среди партнеров — крупнейшие АЗС (GazЕnergy, «Газпром», Royal Petrol), авиа­компания Fly Arystan, школы Tamos, где печенье Chunky включено в питание. На данный момент ведутся переговоры с авиакомпаниями Air Astana и Scat.

В основе работы проекта лежит четко налаженная система управления заказами, которая обеспечивает своевременную поставку свежей продукции клиентам. Процесс начинается с формирования заявок отделом продаж и бухгалтерией, что позволяет точно планировать производственные операции и эффективно распределять ресурсы. Клиенты могут оставлять заявки несколькими способами, но наиболее удобным и эффективным оказался WhatsApp. «Чтобы принимать заказы через мессенджер, не требуется обучение персонала использованию сложных систем или ботов, что делает процесс заказа максимально удобным для всех сторон», — отмечает Ергали.

Европейский формат

Сегодня Chunky Cookies занимает 300 квадратных метров нижнего этажа бизнес-центра «Жетысу» на пересечении улиц Тулебаева — Макатаева и включает в себя производственный цех, небольшой офис, склад готовой продукции и склад сырья. Вдобавок ко всему недавно в этом же месте открылся первый фирменный магазин Chunky. Здесь представлены новые виды кондитерских изделий, доступные исключительно в фирменных точках, а также кофе и прочие горячие напитки.

«Идея заключалась в создании европейского формата: простой магазин с витриной, где люди могут купить свежее печенье и кофе и забрать это с собой. Для нас было важно иметь фирменный магазин, где клиенты могли бы лично взаимодействовать с нами. Уже год я искал подходящую точку. Локация, на которую я первоначально рассчитывал, была отдана под другой проект. И мы поняли, что нужно реализовывать наш именно здесь, рядом с производством, чтобы всё было удобно и логистически правильно», — рассказывает предприниматель.

Для доставки свежего печенья в офисы и дома отрабатывается сотрудничество с разными курьерскими службами. Также планируется запуск производства собственного мороженого Chunky с кусочками печенья. «Производство мороженого мы планируем организовать в отдельном месте. У нас есть четкое представление, как это должно работать. Основная задача — наладить производство для наших собственных точек и организовать транспортировку», — делится планами Ергали.

Ергали Ерсаин сидит на ступеньках
Ергали Ерсаин
Фото: личный архив

Правда, не обошлось и без трудностей. Через месяц после того, как было принято решение по мороженому, резко выросли цены на шоколад. При этом в себестоимости производства печенья на шоколад приходится порядка 60 %. «Мы наблюдаем некую нестабильность и удорожание продукта. Сейчас импортируем шоколад из Турции и первоначально планировали стать дистрибьюторами, привозя шоколад под собственной маркой с завода. Однако после полугода взаимодействия с нашим партнером в Турции и получения пробников с заводов я принял решение приостановить этот процесс. Каждый раз, сталкиваясь с повышением цен, мы переживаем мини-кризис. Поэтому мы начали думать о собственном производстве шоколада», — поясняет собеседник.

Для этого предприниматель вышел на производства в России и Европе, изучил их деятельность и поговорил с владельцами. Оказалось, что производственное помещение, которым управляет Chunky, вполне подходит для производства порядка трех тонн шоколада в месяц. «Это объемы, которые полностью покрывают наши нужды, и мы также сможем предложить шоколад на рынке», — уверен Ергали.

По его словам, многие компании зависят от импортного шоколада, который везут из Бельгии, Турции, России. Это невыгодно из-за высоких затрат на логистику и длительного времени доставки. В связи с этим Chunky хочет предложить шоколад местного производства для кондитеров и других клиентов, что откроет перед компанией множество новых перспектив. Несмотря на это, подчеркивает предприниматель, он не забывает и о проекте, связанном с выпуском мороженого. Его планируется реализовать сразу после запуска производства шоколада, чтобы все продукты были под одним брендом.

«Наш проект обладает потенциалом не только на казахстанском рынке, но и на международной арене. Недавно мы посетили Гонконг и убедились, что наше качество, процессы и команда ничем не уступают зарубежным стандартам. Мы рассматриваем возможность выхода на рынки других стран, например в арабские государства, где высок уровень потребления сахара, и Китай, где подобные продукты пользуются спросом среди местных жителей и экспатов», — говорит Ергали.

Уже сейчас время от времени из России, Узбекистана и Кыргызстана приезжают дистрибьюторы, которые занимаются распространением снеков в кофейни. «То одни выйдут на связь, то другие, но пока постоянных контрактов нет. Мы планируем только печеньем охватить все страны СНГ и построить бренд, конкурирующий с другими перекусами типа сникерса», — амбициозен предприниматель.

В настоящее время команда Chunky тестирует новый для себя формат фирменного магазина и отрабатывает внутренние бизнес-процессы. После обкатки планируется расширение — запуск еще одной точки в торговом центре и поиск других локаций.

Все продукты будут изготавливаться на основной базе, где также будет находиться цех по производству шоколада. «Мы можем запустить аналогичные точки в Астане, Атырау и других городах, поставляя заготовки фирменного печенья. Партнерам по Казахстану будет просто: они получат почти готовый продукт, который нужно будет лишь выпекать и выставлять на витрину», — полон оптимизма Ергали.

Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
Популярное
Выбор редактора
Ошибка в тексте