Как Марат Жуман трансформирует Atasu Group и зачем ему «казахстанский Amazon»

Раньше группа Atasu ассоциировалась прежде всего с перевозками. Сегодня у бизнеса совсем другой масштаб

Марат Жуман
Марат Жуман
Фото: © Андрей Лунин

Впервые об основателе и единственном учредителе Atasu Group Марате Жумане (№ 46 рейтинга 50 самых влиятельных бизнесменов Казахстана — 2025) и истории создания его компании Forbes Kazakhstan писал в 2019-м, когда он был признан победителем национального финала глобального конкурса «Предприниматель года — 2018» по версии компании Ernst & Young.

Тогда его группа Atasu ассоциировалась прежде всего с перевозками. Сегодня у бизнеса другой масштаб — это уже инфраструктурный игрок полного цикла с сетью терминалов, собственными железнодорожными подвижными составами, локомотивами и транспортными средствами с внедренными цифровыми решениями, с количеством работников более 2500 человек и оборотом по итогам 2024 года почти 80 млрд тенге.

Компания работает в более чем 30 странах, а сеть международных филиалов охватывает Китай, Корею, Узбекистан, Кыргызстан, ОАЭ, Россию и некоторые страны Европы. В прошлом году Марат Жуман впервые одновременно вошел в рейтинги 75 богатейших бизнесменов и 50 самых влиятельных бизнесменов Forbes Kazakhstan, заняв 35-е и 46-е места соответственно. «Мы выстроили полноценную логистическую экосистему, а не просто компанию, осуществляющую перевозку из точки А в точку B», — говорит предприниматель.

контейнеры, грузоперевозки, склад, трактор, логистика
Фото: © Андрей Лунин

Поворот на инфраструктуру

За эти годы Atasu последовательно инвестировала 40 млрд тенге в расширение транспортно-логистических центров (ТЛЦ), в строительство ж/д путей и складов, а также закупку вагонов, локомотивов, транспортных средств, необходимой грузовой техники и в цифровую систему управления. Первым серьезным вызовом на этом пути стала стоимость капитала: ставки в банках второго уровня оставались высокими, а логистика требовала миллионных вложений в терминалы, вагоны и оборудование. В 2018 году компания привлекла стратегического партнера CITIC, которому было передано 37,8% доли. Параллельно удалось обеспечить финансирование через ЕБРР и коммерческие банки, совокупно привлекли более $100 млн. Уже в 2023 году Жуман выкупил долю CITIC и сконцентрировал контроль в своих руках. Сейчас государственные программы поддержки используются выборочно, в частности через фонд «Даму», но они играют вспомогательную, а не ключевую роль.

Это позволило клиентам получать контроль на каждом этапе, а компании — обеспечить эффективность процессов. Благодаря этому за последний год объем грузооборота в среднем вырос на 9%, объем обработки грузов на терминалах в среднем увеличился от 30 до 50%.

Сегодня Atasu Group управляет тремя собственными ТЛЦ. Два из них расположены в Алматинской области — на станциях Бурундай и Жетысу, третий находится на стратегически важной казахско-китайской границе, на станции Достык.

В Бурундае работает крупнейший ТЛЦ Центральной Азии площадью 1 млн кв. м. Он способен пропускать до 250 тыс. контейнеров в год и единовременно обслуживать до 250 вагонов. На территории расположены крытые склады класса B+ (35 тыс. кв. м), склады временного хранения, зоны для растаможенных грузов, коммерческая зона для порожних контейнеров и автомобилей, а также площадки для генеральных грузов. Прямо к терминалу подведены железнодорожные пути, что позволяет быстро подавать вагоны.

Второй ТЛЦ, который находится на станции Жетысу, занимает 220 тыс. кв. м и способен перерабатывать до 60 тыс. вагонов в год. Здесь также есть склады класса В, склады временного хранения и зона хранения растаможенных грузов, коммерческая зона для хранения порожних контейнеров и автомобилей, а также генеральных грузов, площадки для приема и хранения битума, цемента. Из-за большого потока компания строит рядом еще один терминал. «Мы просто не успевали обслуживать грузы, пришлось удваивать плечо», — объясняет бизнесмен.

Пограничный терминал площадью 180 тыс. кв. м на станции Достык находится на казахско-китайской границе, первый терминал компании и один из ключевых для всей сети. Его основная задача заключается в перегрузке контейнеров и негабаритных грузов с узкой китайской колеи на широкую казахстанскую. Пропускная способность объекта — до 300 тыс. контейнеров и 15 тыс. вагонов в год. На территории работают склады, таможенные зоны и перевалочная инфраструктура.

Все терминалы оснащены современным оборудованием, собственными административными зданиями, системами видеонаблюдения и передовым программным обеспечением для онлайн-управления грузопотоками.

Марат Жуман объясняет работу терминала через сравнение с аэропортом: сначала груз попадает в зону временного хранения, где проходит карантинные и таможенные процедуры, затем очищенный контейнер направляется либо на коммерческую площадку, либо сразу в доставку. Одним клиентам необходим полный маршрут до двери, другим достаточно выгрузки и хранения. Atasu формирует цепочку исходя из конкретной заявки, подчеркивает Жуман, ничего случайного в этих процессах нет. Клиент может привлечь собственного таможенного брокера или доверить все операции компании. По словам предпринимателя, многие выбирают полный сервис от двери до двери, чтобы экономить ресурсы и не перегружать управленческое внимание.

Принцип работы терминалов Atasu строится по модели одного окна. Один менеджер отвечает за все этапы — от оформления документов и таможенных процедур до хранения и отгрузки. Клиентам это обеспечивает предсказуемые сроки и минимизирует число контактных точек. На насыщенном рынке такой подход становится фактором не менее значимым, чем тариф. «Сервис — это решение проблемы до ее проявления. Для этого нужны стандарты и тренировки. Мы не гонимся за количеством клиентов, а работаем с теми, кому можем честно обеспечить качественный уровень. Так мы сохраняем качество, репутацию и эффективность», — подчеркивает Жуман.

Марат Жуман
Марат Жуман
Фото: © Андрей Лунин

Геополитика и новые вызовы

Пандемия стала для Atasu катализатором цифровой дисциплины. Компания вложила более $5 млн в системы управления терминалами (TOS), складскими операциями (WMS), электронный документооборот и личные кабинеты клиентов. Теперь заказчик видит свой груз на каждом этапе — от стадии таможенной очистки до конечного пункта доставки. Это позволило резко сократить издержки и ускорить оборот. Следующий этап — внедрение модулей искусственного интеллекта, которые будут отвечать за тарификацию, круглосуточную поддержку и маркетинг. «Мы работаем 24/7 и в разных часовых поясах. Искусственный интеллект должен закрывать часть стандартных операций», — отмечает предприниматель.

Что касается геополитической ситуации, то бизнесмен отмечает, что после 2022 года транзит через Россию резко снизился и грузопотоки Центральной Евразии сместились в сторону Транскаспийского маршрута и Центральной Азии. Ускорился экспорт казахстанского агросектора в Китай, увеличились поставки в Узбекистан, Кыргызстан и Таджикистан. Ряд клиентов Atasu полностью отказался от «российского плеча», которое ранее закрывалось через оператора ОТЛК (Объединенная транспортно-логистическая компания — Евразийский железнодорожный альянс транзитных контейнерных перевозок на маршруте Китай — Европа — Китай через Казахстан, Россию и Беларусь. — Прим. ред.).

«Казахстан не станет морской державой, но его роль как сухопутного моста между Китаем и Европой огромна. Для этого необходимо расширять мощности Каспия, модернизировать железнодорожные коридоры и диверсифицировать маршруты через Иран и Афганистан», — убежден Жуман. Сегодня структура перевозок Atasu выглядит так: железная дорога — около 70%, автотранспорт — 20–25%, морские перевозки — 5–7%, авиация — примерно 3%.

Глобальный тренд задает контейнеризация и ускорение последней мили. Перегруженные пограничные станции периодически переводят часть грузов на автотранспорт, но общий рынок смотрит в сторону скоростной мультимодальной доставки, в которой железная дорога остается основной магистралью. «В ближайшие годы конкуренцию будут определять не только ставки, но и скорость, прозрачность и удобство. Нам важно не просто обслуживать процессы клиентов, а формировать стандарты рынка», — считает Жуман.

контейнеры, кран, перевозки, логистика, склад, грузы
Фото: © Андрей Лунин

От автопрома до лакокраски

Крупными клиентами Atasu остаются автопроизводители. Например, компания участвует в логистической цепочке поставок комплектующих для Astana Motors — завода Hyundai Trans Kazakhstan и нового мультибрендового завода. Кроме того, в этом сегменте Atasu закрывает последнюю милю — прием всех прибывающих контейнеров на таможенной зоне терминала с дальнейшей доставкой автотранспортом до заводов.

Среди других клиентов — Tikkurila (центральный склад), Legrand, Batichelli и ряд международных компаний. «Мы живем в режиме постоянных тендеров. Где-то выигрываем, где-то уступаем по цене. Это нормальная ситуация на конкурентном рынке», — говорит Жуман.

Страхование грузов стало обязательным элементом операционной дисциплины. В дорогих категориях полисы оформляются почти на 100%. По словам Жумана, в среднем подавляющее большинство клиентов страхуют грузы, 10–20% полисов Atasu обеспечивает через партнерские страховые компании. Бывают и инциденты.

«Человеческий фактор есть везде, — говорит Жуман. — Если вина на нашей стороне — мы платим неустойки и страховые. Счет может доходить до сотен тысяч долларов. Главное, чтобы ошибка не повторялась».

По оценке компании, маржинальность бизнеса находится на уровне 10–20%, но ее постоянно давят конкуренция и инвестиции. Перед выходом на крупного заказчика Atasu часто инвестирует наперед — в технику, IT и оснастку. «В моменте это съедает маржу, но на горизонте трех-пяти лет возвращается оборотом и стабильностью», — говорит Жуман.

Сеть будущего

Кроме действующих объектов, Atasu Group реализует новые проекты: строятся и расширяются еще четыре терминала и один морской порт. «Мы идем по мере зрелости спроса. Наша экономика — про загрузку, а не про «галочки», — подчеркивает Жуман.

В течение ближайших пяти лет Atasu Group намерена инвестировать свыше 75 млрд тенге в реализацию стратегических проектов. В приоритете — развитие складской инфраструктуры, усиление пограничных узлов и выход к морским маршрутам.

Первым шагом станет строительство современного склада класса А площадью 40 тыс. кв. м в Алматинской области. На проект выделено $40 млн. Новый хаб будет отвечать международным стандартам энергоэффективности, автоматизации и безопасности, а его мощности позволят работать с широким спектром грузов — от продуктов питания до высокотехнологичного оборудования.

Стратегическое значение для Atasu имеет проект морского порта в Мангистауской области, на Каспии. Порт станет частью международного транспортного коридора «Средний путь», обеспечив Казахстану прямой выход на рынки Кавказа, Турции и Европы. Здесь создается терминал для приема и отправки контейнеров, генеральных и негабаритных грузов. Проект реализуется совместно с партнерами и позволит напрямую связывать сухопутные маршруты с морскими перевозками, расширяя географию доставки.

Одновременно компания усиливает ключевые пограничные точки. Для расширения мощностей на станциях Жетысу и Достык уже приобретены дополнительные земельные участки. Здесь планируется строительство новых контейнерных терминалов, которые должны увеличить объемы обработки грузов, ускорить транзитные потоки и снять ограничения на границе с Китаем. В дополнение к этому проектируются транспортно-логистические центры в Акмолинской и Жетысуской областях. Они будут интегрированы в национальную сеть Atasu Group, создадут рабочие места и обеспечат экспортеров и производителей современными сервисами.

Все эти инициативы нацелены на повышение эффективности логистики, расширение складских мощностей и укрепление роли Казахстана как ключевого звена Евразийской транспортной системы.

Казахстанский Amazon

Следующим шагом Atasu станет выход на рынок e-commerce. В Алматинском регионе компания уже управляет складами класса B+ общей площадью около 50 тыс. кв. м. Теперь в проектной линии — склады класса А. Первая очередь составит 40 тыс. кв. м, целевой показатель — до 110 тыс. кв. м. Капитальные вложения по рынку оцениваются в $700–1000 за кв. м. Функциональная специализация — электроника, бытовая техника и FMCG, а также холодильные мощности для фармацевтики.

Внутри группы работает собственный IT-юнит, который создает платформу, изначально интегрированную с логистикой. Производитель размещает товар, Atasu хранит и обрабатывает его на терминале и обеспечивает доставку последней мили. SLA держится на уровне лучших игроков рынка, а компания фокусируется на инфраструктуре и IT-ядре.

Жуман подчеркивает: цель проекта — сократить избыточные звенья в цепочке «производитель — покупатель» и снизить затраты и время. «Люди не хотят тратить часы в офлайне. Они хотят скорость, предсказуемость и качество. Это и есть наш продукт», — уверен предприниматель.

Финальная цель — стандартизировать логистику и задать новую норму скорости и прозрачности на рынке. «Если получится, выражение «казахстанский Amazon» перестанет быть метафорой и станет операционной реальностью: платформа, склады, терминалы и доставка в одной системе», — резюмирует Жуман.

Точки влияния

В феврале 2023 года Марат Жуман возглавил национальную федерацию традиционной борьбы на лошадях ­«Аударыспак». Для него это не только спорт, но и инструмент культурной дипломатии. «Через спорт о Казахстане узнают больше, чем через сухие брифы», — отмечает он. Календарь турниров уже охватывает все уровни — от юношеских состязаний до чемпионата Азии. Следующая цель — вывести дисциплину на международные старты уровня Ближнего Востока.

Первые шаги к этому уже сделаны. На Всемирных играх кочевников прошлого года в соревнованиях приняли участие девять стран, включая США и Турцию, которые присоединились впервые. Казахстанская сборная, в составе которой выступали 16 спортсменов, завоевала пять золотых и одну серебряную медаль, подтвердив статус лидера.

В июне того же года Жуман основал Всемирную федерацию борьбы на лошадях. Сегодня в ней состоят семь стран, а переговоры о присоединении ведутся с США, Турцией, Афганистаном и Объе­диненными Арабскими Эмиратами. Под эгидой федерации внедрены единые правила и открыт центр подготовки тренеров с международной квалификацией. Жуман подчеркивает: главная цель — популяризация игры предков не только в Казахстане, но и во всех тюркских странах.

Развитие федерации обеспечивается за счет собственных средств и средств Atasu Group, вложения превысили 350 млн тенге и продолжают расти. Это позволило ускорить продвижение дисциплины и укрепить ее позиции на международной арене. Недавняя встреча с председателем Спортивного совета Шарджи Исой Хилялем Аль-Хазами стала важным шагом к расширению географии. В ОАЭ запланирован визит казахстанских спортсменов и тренеров с показательными выступлениями, и Жуман уверен, что Эмираты скоро станут полноправным членом федерации.

Сегодня в «Аударыспаке» активно занимаются более 15 тысяч спортсменов, и интерес к этому уникальному виду спорта продолжает расти. «Для меня важно, чтобы борьба на лошадях стала не только символом казахской культуры, но и признанным видом спорта во всем мире», — резюмирует Марат Жуман.

Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
Выбор редактора
Ошибка в тексте