Как девушка из Шымкента превратила детскую мечту в международную карьеру исследователя

Асель Ибадулла стала первой казахстанкой, выигравшей стипендию Knight-Hennessy

Асель Ибадулла
Асель Ибадулла
Фото: © Андрей Лунин

История 26-летней Асель Ибадуллы началась с детской мечты стать врачом и постепенно превратилась в осознанный путь, который привел ее в Стэнфорд и к получению престижной международной стипендии Knight-Hennessy. В этом году она вошла в рейтинг Forbes Kazakhstan «30 до 30».

Детская мечта и первые шаги к медицине

Асель родилась и выросла в Шымкенте. «Папа работал крановщиком на металлургическом заводе, мама — школьной учительницей, но в нашей семье всегда ценили академические достижения», — вспоминает она.

При этом с раннего возраста девочка мечтала стать врачом. Хотя эта мечта в большей степени была навеяна рассказами ее матери, которая в юности сама хотела освоить эту профессию, но по материальным причинам ей это не удалось.

Переломный момент в жизни Асель произошел, когда она поступила в Назарбаев Интеллектуальную школу (НИШ) в восьмом классе. Девочка с легкостью набрала высокие баллы и была зачислена в ряды учащихся НИШ по гранту. Учеба там открыла для нее совершенно другой мир. Одним из определяющих событий в ее судьбе стала двухнедельная поездка в Бостон после девятого класса. Асель наряду с другими учениками отправили от школы в США по специальной программе, которая подразумевала прохождение курсов по биологии и физике в разных университетах мира. «Я впервые увидела университеты вроде Гарварда и поняла, что казахстанцы тоже туда поступают. Причем — бесплатно. Это изменило мое мировоззрение», — утверждает она.

Именно в тот период Асель загорелась идеей учиться за рубежом и стала предпринимать первые шаги в этом направлении. Но ее родители не готовы были отпускать 16-летнюю дочь в чужую страну, посчитав, что для нее это слишком рано. Тогда будущая участница рейтинга «30 до 30» поступила в Назарбаев Университет в Астане на специальность «биологические науки». С другой стороны, это позволило ей полностью сосредоточиться на учебе, не отвлекаясь на бытовые и финансовые трудности, с которыми ей пришлось бы столкнуться, учась за границей.

Уже на втором курсе Асель начала активно заниматься исследовательской работой, параллельно возглавив студенческое правительство. А годом позже она запустила свой первый стартап Mind Matters — цифровой помощник для диагностики ментальных состояний. С этим проектом девушке удалось войти в топ-10 социальных предпринимателей в Китае, в рамках программы, организованной Университетом Цинхуа. Однако спустя какое-­то время она сознательно заморозила его. «Я понимала, что мне нужно больше знаний. Медицина — это не просто сфера, где можно экспериментировать. Здесь ты отвечаешь за чью-то жизнь. Это очень серьезно», — комментирует свое решение собеседница.

Примерно в тот же период к Асель пришло осознание, что клиническая медицина — не ее путь. «Я проходила стажировку в больнице. Меня эмоционально выбивало, когда я видела страдания людей, и сказала себе, что не смогу работать врачом. Но мне по-прежнему была интересна медицина, правда, теперь только через исследования», — признается она.

Йель — учеба и международные исследования

Заниматься исследованиями, но уже на более глубоком и глобальном уровне, Асель продолжила в магистратуре Йельского университета, куда поступила после получения диплома бакалавра.

Отдельный блок в ее научной работе был посвящен здоровью уязвимых этнических казахов, освобожденных из лагерей в Синьцзяне (Китай). Результаты исследования планируется опубликовать уже в текущем году.

«Эта работа может стать основанием для адвокации. Специализированные организации смогут использовать наши данные, чтобы подавать на гранты, добиваться помощи этим людям. А государство — чтобы понимать, как помочь конкретной группе казахстанцев», — уточняет собеседница.

Во время учебы в Йельском университете Асель удалось также поучаствовать в ряде проектов Всемирной организации здравоохранения. Один из них был посвящен внедрению вакцинации против ВПЧ (вирус папилломы человека) в странах СНГ и поиску стратегий для максимального увеличения охвата вакцинацией. Другой проект направлен на системное и устойчивое повышение уровня грудного вскармливания в развивающихся странах.

Выбор Стэнфорда и стипендия Knight-Hennessy

Сейчас Асель готовится к началу своей учебы в Стэнфорде. Туда она поступила текущей весной в числе двух кандидатов, отобранных со всего мира на докторскую программу в области принятия решений и моделирования эффективности медицинских технологий.

«Как оценить, стоит ли инвестировать в новую медицинскую технологию? Как выбрать между двумя методами лечения? Что принесет больше ценности в системе здравоохранения страны? Этими вопросами мы будем там заниматься», — обрисовывает свои задачи собеседница. По ее представлению, в развитых странах подобные методы уже используются, а вот в развивающихся вроде Казахстана часто решения принимаются интуитивно или политически, без полноценного анализа. «Нет качественных данных. Моделирование не применяется. Я хочу внести вклад в развитие этого направления», — говорит Асель.

При этом она добавляет, что Стэнфорд выбрала не только ради образования, но и из-за его предпринимательской среды. «Я знала, что в сфере медицинских технологий этот университет лидирует. Там очень много стартапов, экосистема, сообщество. Я хотела быть частью всего этого», — признается наша героиня.

Плюс ко всему в этом году Асель стала первой казахстанкой, выигравшей стипендию Knight-Hennessy с полным финансированием обучения и исследований на сумму в эквиваленте 350 млн тенге.

«Когда я училась в Йеле, мне постоянно говорили о Knight-Hennessy, и все мечтали ее получить. В Казахстане мало кто слышал про эту программу, а в США она широко известна, так же как Rhodes Scholarship в Оксфорде или The Gates Scholarship в Кэмбридже, только в новом, более комплексном формате», — объясняет собеседница.

По рассказу Асель, ее главной мотивацией для подачи заявки на участие в конкурсе стала возможность менторства от самого Джона Хеннесси, экс-президента Стэнфорда. «Этот человек сделал Стэнфорд таким, какой он есть сегодня. У него множество стартапов, он 16 лет возглавлял университет. Мне хотелось учиться у него и делать проекты мирового уровня», — подчеркивает она.

Асель Ибадулла
Асель Ибадулла
Фото: © Андрей Лунин

Вместе с тем процесс отбора претендентов на получение стипендии Knight-Hennessy длился больше шести месяцев. И чтобы выйти в финал, одного академического резюме было недостаточно, утверждает девушка, из-за этого многие достойные кандидаты не попали в шорт-лист. «Нужно было провести мини-лекцию на три минуты, рассказать 10 фактов о себе, пройти интервью, участвовать в групповом обсуждении — и за всеми нашими жестами и репликами следили психологи», — делится подробностями она.

По официальным данным, на стипендию Knight-Hennessy в этом году подали заявки 8570 человек, и лишь 84 из них были отобраны — то есть менее 1 %, приводит статистику Асель. Среди финалистов — исследователи NASA, основатели 124 школ по всему Африканскому континенту и другие выдающиеся личности.

Что же помогло именно нашей соотечественнице одержать победу? Асель считает, что в отличие от других участников программы у нее за плечами имелся достаточно весомый опыт продвижения проектов в социальной сфере.

Без «случайной удачи»

К слову, помимо академической карьеры Асель активно участвует в образовательных инициативах. Несколько лет назад вместе с супругом Ердаулетом, выпускником Бостонского университета, она запустила проект Aspire Admissions, который помогает юношам и девушкам из Центральной Азии поступать в топовые университеты мира.

«Мы уже помогли более чем 300 студентам выиграть олимпиады, получить гранты, пройти в ведущие вузы планеты — Гарвард, Стэнфорд, Оксфорд. Для меня это не просто работа, а часть миссии — упростить путь тем, кто идет вслед за нами», — поясняет собеседница. С ее точки зрения, есть много одаренных ребят, которые до сих пор не верят в свои силы и не понимают, что заслуживают учиться в лучших учебных заведениях планеты. Или подают документы, но делают это неправильно.

«Мы намерены это изменить, — рассуждает Асель. — Когда я поступала в Стэнфорд, я не говорила себе: зачем мне туда идти, подхожу ли? Это полностью в руках приемной комиссии. Нужно сосредоточиться на том, чтобы качественно подготовить документы и выложиться по максимуму. А не тратить силы на бесконечные сомнения».

По ее словам, это правило помогло ей двигаться дальше, несмотря на низкие статистические шансы.

Сегодня в команде Aspire Admissions эта миссия возложена на 32 ментора с дипломами из Ivy League и других известных университетов. В ближайшее время они планируют запустить исследовательский буткемп для школьников и студентов, чтобы научить их, как проводить исследования, формулировать гипотезы, делать публикации. «Мы хотим, чтобы наша молодежь понимала, что такое исследование, и не боялась заниматься им», — комментирует участница рейтинга «30 до 30».

Параллельно с этим она ведет свой образовательный блог в социальных сетях, где делится опытом, знаниями и научными возможностями. Ее аудитория иногда доходит до миллиона читателей в месяц. «Я делаю это потому, что в поле зрения подрастающего поколения обязательно должны быть и люди из науки. Молодежь должна видеть, что академики тоже могут жить интересной, достойной и полноценной жизнью, — и вдохновляться этим», — замечает собеседница.

Тем самым она подтверждает, что в ее жизни редко бывают «случайные» удачи, за всем этим почти всегда стоит системный труд. Программа Knight-Hennessy тоже не стала исключением. «Это не так, что я год готовилась, подала заявку и меня выбрали. На самом деле это минимум 10 лет планомерной работы, начиная со школы — статьи, разработки, участие в международных проектах и, конечно же, социальная активность», — обращает внимание Асель.

Асель Ибадулла
Асель Ибадулла
Фото: © Андрей Лунин

Но самое главное, что ее мотивировало на пути к достижению своих целей, — это окружение, отмечает она. «Меня всегда сопровождали классные профессора и эдвайзеры. Даже в школе у нас была группа из трех учениц, с которыми мы друг друга поддерживали. Хороший круг общения — это не обязательно состоятельные семьи или популярные личности, — главное, чтобы люди стремились к большему», — рассказывает девушка.

Таким образом, нетворкинг и общее стремление — это тоже составляющие успеха, уверена участница рейтинга «30 до 30».

«Верить в себя и целиться высоко»

В настоящее время Асель работает в Гарварде в лаборатории Health Systems Innovation Lab над реформами в сфере здравоохранения. «Медицина в США и в других развитых странах часто работает как бизнес. Продается много лекарств, делается много процедур, но ценность — сомнительная. Мы изучаем, как изменить модели оплаты, чтобы врачи были заинтересованы в здоровье пациента, а не в объеме счетов», — объясняет она.

Одна из таких моделей — предоплата за лечение хронических заболеваний, продолжает собеседница. «Если врачи справляются с лечением эффективно и экономно, разница между потраченным и предоплаченной суммой идет им как бонус. Если перерасход — минус больнице. Такие решения меняют стимулы. И в итоге работают на пациента», — уточняет она.

При этом свои дальнейшие планы Асель связывает все-таки с Казахстаном. В 2030 году, после окончания докторантуры она планирует вместе с мужем и дочкой вернуться на родину. Но многое будет зависеть от того, где будущая выпускница Стэнфорда сможет наилучшим образом применить свои знания. «Сейчас мы учимся, впитываем, пробуем, но цель — быть полезной своей стране», — подчеркивает она. Причем не абстрактно, а конкретно, через свои знания, опыт и реализацию новых проектов.

«Верить в себя и целиться высоко» — один из советов Асель. Но это не просто крылатая фраза, за этими словами стоят многолетний труд и дисциплина. Все остальное приложится, уверена она.

Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
Выбор редактора
Ошибка в тексте