Государство — «последний спасатель» банков?
Как в Казахстане предлагают урегулировать судьбу неплатёжеспособных БВУ, рассказал заместитель председателя АРРФР Даурен Салимбаев

На круглом столе, посвященном обсуждению механизма участия государства в урегулировании неплатежеспособных банков, заместитель председателя Агентства по регулированию и развитию финансового рынка (АРРФР) Даурен Салимбаев представил ключевые положения нового законопроекта. Документ описывает, при каких условиях и в каком формате государство может вмешиваться в ситуацию с системно значимыми банками и почему это должно быть крайней мерой.
По словам спикера, новый документ, а именно статья 94, предусматривает, что участие государства в урегулировании системно значимых банков рассматривается исключительно как последняя мера.
«Государственное участие применяется только после использования всех частных инструментов и при подтвержденной угрозе стабильности банковской системы», — подчеркнул Салимбаев.
Главная цель — сохранение жизнеспособности системно значимого банка и обеспечение его способности выполнять критически важные функции. При этом государственное вмешательство допускается только в исключительных случаях и на ограниченный период.
Принцип: сначала — акционеры и кредиторы
Одним из ключевых нововведений является четкая последовательность действий при кризисе банка. «Во-первых, это предварительное покрытие убытков за счет акционеров и кредиторов», — отметил Салимбаев.
Если независимая оценка покажет, что отдельные кредиторы понесли убытки больше, чем при обычной ликвидации, им будет компенсирована разница. Источником такой компенсации станет механизм урегулирования, финансируемый взносами банков. Размер этих взносов, по словам представителя АРРФР, не превысит 0,2% суммы обязательств, а методика расчета и сроки внесения будут определяться совместно с Национальным банком.
Новый подход: никаких «спасений по старым схемам»
Одновременно Салимбаев отметил, что новый законопроект исключает прежние методы поддержки банков, которые использовались в предыдущие годы, в частности субординированные облигации или бюджетные кредиты, предоставляемые на льготных условиях.
«Теперь господдержка не будет выражаться в спасении по номиналу или выдаче специальных бюджетных кредитов. Государство сможет участвовать только временно, с полной сменой собственников и менеджмента, с запретом на дивиденды и бонусы, а также ограничением операционной деятельности», — пояснил заместитель председателя АРРФР.
Таким образом, концепция реформы, по его представлению, направлена на исключение морального риска, когда собственники или менеджеры могли рассчитывать на государственную «страховку» при неэффективном управлении.
«Никто не окажется в худшем положении»
Отдельный акцент сделан на прозрачности и адресности расходов государства.
«Компенсация расходов государства предусмотрена только при фактических затратах и без формирования общего котла. Каждый банк участвует в системе урегулирования индивидуально», — подчеркнул замглавы регулятора.
Законопроект закрепляет принцип, что ни один участник не окажется в худшем положении, чем при обычной ликвидации. Этот подход, по словам представителя регулятора, должен дисциплинировать участников рынка и снизить моральный риск.«Мы исходим из того, что новый механизм позволит снизить уровень морального риска и при этом сохранить стабильность банковской системы», — подытожил Салимбаев.
Мероприятие прошло в Алматы 7 октября.