GoBazar: взгляд на базары под углом новых технологий
Малика Макатова, сооснователь стартапа GoBazar, рассказала, как сохранить традиции и дух базаров, внедрив новые технологии
GoBazar — это не просто цифровизация, а новый взгляд на базары. По словам Малики Макатовой, фаундеры данного стартапа в скором времени планируют создать экосистему BazaarTech, которая будет учитывать культурное и социальное значения базаров, предлагая покупателям решение для удобного поиска выгодных предложений. В свою очередь, продавцы смогут значительно увеличить доход.
Малика, расскажите подробнее о стартапе GoBazar.
— Несколько лет назад, в период обучения в бизнес-школе на программе MBA, я была очень «заряжена» на то, чтобы применить новые знания и оцифровать бизнес-процессы в коммерческом банке, где тогда работала. На тот момент акционеры банков не торопились инвестировать в оцифровку банковских продуктов и единственный на рынке финтех Kaspi еще не казался серьезным соперником. При этом я все-таки занялась реализацией CRM для корпоративных клиентов банка. Так я познакомилась с Асхатом Мурзабаевым и Муслимом Джолдаспаевым — фаундерами Petrel AI. Последние десять лет ребята работают в сфере информационных технологий в разных амплуа: делали стартап, занимаются аутсорс-разработкой и запустили венчурную студию. Объединив усилия, мы начали искать свободные ниши в электронной коммерции для реализации нашего потенциала и накопленного опыта.
Стоит отметить, идея создания GoBazar родилась в ходе наблюдений за попытками цифровизации базаров, которые часто сводились к интеграции с классическими маркетплейсами. Мы провели свое первое исследование и поняли, что такой подход не работает: товар на базарах уникален, размеры не унифицированы, а высокие комиссии и возвраты отпугивают продавцов. Вместо того чтобы ломать традиционную модель, мы решили сохранить дух базаров, но сделать их современными и удобными с помощью технологий.
GoBazar — наш пилотный продукт на стадии MVP, который нацелен на улучшение клиентского опыта, связанного с посещением базаров. Это инструмент для покупателей, работающий по принципу аукциона: покупатель делает запрос товара, а продавцы, у которых есть товар в наличии, предлагают товар и цену на него, далее покупатель связывается с понравившемся продавцом и они договариваются о «сделке» офлайн. Получается своего рода InDrive для базаров.
Оцифровывая процесс первичного взаимодействия покупателя и продавца, мы хотим улучшить опыт покупателя на базаре, а продавцам предложить новые каналы продаж. Покупатели теперь заранее могут спланировать свою поездку на базар и найти поставщиков. Мы бы хотели также облегчить покупателям навигацию на базаре, чтобы можно было составить маршрут и получить максимально приятный опыт похода на базар. GoBazar — это своего рода цифровой гид по рынкам. Более того, в отличие от маркетплейсов мы не проводим транзакции на своей стороне и оставляем привычные продавцам методы расчета. Мы не являемся посредниками в сделке и не берем за нее комиссии, что позволяет покупателям не переплачивать за товар и приобретать его дешевле, чем на маркетплейсах. При этом у покупателя остается возможность ознакомиться с товаром перед покупкой, что решает проблему высокого уровня возвратов.
Какие основные сложности вы выявили у покупателей базаров, помимо поиска выгодных предложений?
— Посетителей базаров условно можно разделить на две категории: покупатели, которые точно знают, что хотят купить, и они будут пытаться найти наиболее выгодное предложение; покупатели, которые хотят пройтись по рядам и в ходе шопинга определиться с тем, что хотят купить. Для первой категории мы упрощаем поиск «лучшей сделки», для второй — хотим сделать навигацию по базару более удобной.
У GoBazar очень простой и понятный функционал. В отличие от маркетплейсов, продукт не требует наличие банковского счета или карточки. Для регистрации продавцов требуется минимальное количество персональных данных, а покупатели и вовсе могут искать товар без предоставления личных данных.
Есть ли планы на добавление функций, например доставки или предварительного бронирования?
— Появление новых продуктов будет определяться потребностями пользователей. К примеру, это может быть доставка, «сборочные пункты» или продвинутая навигация на базарах: наша команда активно тестирует разные гипотезы. Однако в текущей версии мы сосредоточены на привлечении трафика к продавцу, оставляя за ним совершение сделки. Это ключевое отличие от маркетплейсов, которые забирают транзакцию и логистику на свою сторону. Из-за этого у продавца остается меньше возможностей для допродажи, а для клиента увеличивается стоимость товара за счет заложенных в цену товара комиссий маркетплейса. В свою очередь, мы дадим возможность покупателю и продавцу контактировать напрямую и не будем вмешиваться в их взаиморасчеты.
Какие ключевые показатели эффективности (KPIs) вы отслеживаете на пилотном базаре в Алматы? Что станет финальным сигналом для масштабирования на другие города?
— На сегодняшний день мы подключили один базар в Алматы и работаем над масштабированием: к 2025 году планируем подключить основные регионы РК.
Стоит отметить, уже сейчас продавцы большинства рынков Алматы могут самостоятельно регистрироваться в приложении. Главным показателем успешности для нас является трафик покупателей, который мы дали продавцу на рынке. Большое количество запросов и контактов покупателя с продавцом сигнализирует нам о том, что мы помогаем продавцами открывать новые каналы продаж, а покупателям — находить нужный товар. При этом важно, чтобы все стейкхолдеры имели мотивацию. В том числе владельцы базаров, которые не всегда, к сожалению, открыты к новым возможностям.
Какая модель монетизации закладывается для GoBazar: комиссия с продавцов или использование платных подписок?
— На данный момент продукт совершенно бесплатный. В будущем мы рассматриваем возможность добавления подписки для продавца, что даст доступ к продвинутому функционалу привлечения трафика: размещение в топах, приоритетная очередь в доступах к запросам от покупателей и др.
Как вы собираете обратную связь от пользователей приложения? Какие изменения уже были внесены на основании первых отзывов?
- Мы регулярно проводим интервью с клиентами, общаемся с продавцами в чатах и вживую непосредственно в точках продаж. По результатам первых наблюдений стало понятно, что люди ассоциируют коммерцию с привычным для них маркетплейсом. Поэтому мы создали карточки продавцов, где покупатели могут ознакомиться с товарами; интегрировали аккаунты продавцов в социальных сетях. Кроме того, добавили такие функции, как возможность искать товар как в розницу, так и оптом; запрос товара по фотографии. Сейчас мы делаем акцент на удобстве GoBazar, работая над улучшением поисковых запросов, каталогизацией и стандартизацией страницы продавца.
Мы верим, что базары будут развиваться наряду с электронной коммерцией. Сегодня этот сегмент бизнеса не имеет прозрачной цепочки поставок — много перекупщиков. Никто не понимает, как формируется цена. Нет единой биржи, где можно ознакомиться со всем ассортиментом. Как любые технологии, Bazaar Tech будет решать эти проблемы неэффективности в цепочке поставок товаров. Уже сегодня, к примеру, региональные торговцы могут делать оптовые запросы на товары на рынках Алматы через сайт GoBazar.
Мы планируем подключить 3 000 продавцов на рынках Алматы уже к первому кварталу 2025 года. Не буду загадывать, однако верю, что в скором времени нам удастся выйти и на рынки Центральной Азии.