G7 уступила США: транснациональные корпорации победили в налоговой реформе
В итоге простым людям придётся платить больше

НЬЮ-ЙОРК – Минфин США недавно договорился с другими странами «Большой семёрки» (G7) о том, что согласованные ранее глобальные минимальные налоги не будут применяться к американским компаниям. Правительства стран G7 уступили, поддавшись сильному давлению президента Дональда Трампа и лоббистским усилиям транснациональных корпораций, в том числе в Вашингтоне, Лондоне и Брюсселе. Точно так же в вопросе налогообложения цифровой экономики уже уступила Индия, а теперь, к сожалению, ещё и Канада.
Несколько лет назад международное сообщество признало, что слишком многие глобальные компании не платят справедливо причитающиеся с них налоги, а некоторые из них не платят налоги в тех странах, где они реально ведут экономическую деятельность. В 2021 году в ходе работы Инклюзивной рамочной программы ОЭСР/«Большой двадцатки» по борьбе с размыванием налоговой базы и выводом прибыли было заключено комплексное соглашение, состоявшее из двух компонентов. Однако одобрен был лишь второй компонент – глобальный минимальный корпоративный налог. (Первый компонент распределял права налогообложения между странами и вызвал возражения у развивающихся стран и США.)
Хотя по поводу необходимости введения такого минимума сложился глобальный консенсус, его американская версия, одобренная во время первого срока Трампа, отличалась: она была слабее, чем в остальном мире. Транснациональным компаниям разрешалось «возмещать» сэкономленное в налоговых офшорах с помощью «экстра-платежей» в США или других юрисдикциях с высокими налогами.
Второй компонент был далёк от идеала, но это была первая попытка ввести минимальную налоговую ставку 15% на прибыль транснациональных корпораций во всём мире – важный шаг на пути к прекращению пагубной налоговой конкуренции между странами.
Конечно, имелись исключения и льготы, которые опускали эффективную ставку чуть ниже 15%. Кроме того, уровень 15% был ниже ставки, установленной во многих развивающихся странах. Её надо было делать выше, а исключений – меньше. Тем не менее договорённости о втором компоненте остановили порочную гонку, когда страны мира предлагали самые низкие налоговые ставки ради привлечения бизнеса в свои юрисдикции. Если говорить о мире в целом, эта гонка не принесла много новых инвестиций; реальный выигрыш достался богатым корпорациям, положившим себе в карман всё сэкономленное на налогах, которые в некоторых странах они почти не платят.
И вот в очередной раз правительства стран G7 решили поставить интересы международных компаний выше интересов развивающихся стран, малого и среднего бизнеса (он не может применять схемы, которые приносят столько прибылей транснациональным корпорациям) и собственных граждан, которым в итоге придётся платить больше налогов. Благодаря освобождению транснациональных компаний США от второго компонента, некоторые из них смогут и дальше платить по нулевым или почти нулевым ставкам налог на прибыль, которую они регистрируют в юрисдикциях с низкими налогами или в налоговых офшорах, таких как Пуэрто-Рико и Каймановы острова.
В результате у них повысится конкурентоспособность в сравнении с неамериканскими компаниями. Но современные международные компании готовы переносить номинальную штаб-квартиру туда, где им предоставят наиболее благоприятный налоговый режим (и другие блага), даже если реальная экономическая деятельность осуществляется в других странах. Именно поэтому предоставление компаниям США льготного режима будет стимулировать компании других стран переносить свои официальные штаб-квартиры в Америку. Это ещё один печальный пример порочной гонки за низкими налогами.
Уступив требованиям США, G7 рискует сорвать глобальный процесс введения минимального налога. Она уже превратила в посмешище инклюзивность так называемой Инклюзивной рамочной программы ОЭСР/«Большой двадцатки».
Утверждалось, что новые глобальные правила были разработаны более чем 140 странами, работавшими вместе. В реальности же многие развивающиеся страны жаловались, что для них это соглашение оказалось несправедливым, а могущественные страны не прислушались к их тревогам. Теперь весь этот фасад рухнул. Страны, не входящие в G7, включая десятки развивающихся государств, теперь попросили не глядя одобрить решение, навязанное всего лишь одной страной.
Второй компонент надо усиливать, а не выхолащивать. Сейчас он применяется только к крупным международным компаниям (с глобальной выручкой не менее 750 миллионов евро), при этом глобальная минимальная ставка налога – 15% – установлена на очень низком уровне. Независимая комиссия по реформе международного корпоративного налогообложения (ICRICT) уже давно выступает за минимальную ставку не менее 25%.
По некоторым оценкам, минимальный налог (второй компонент) позволит увеличить сумму ежегодных глобальных поступлений от налога на прибыль на $155-192 млрд. Хотя это значительная сумма, минимальная ставка 25% позволила бы получать дополнительные доходы в размере более $500 млрд в год. В мире, где переплетаются кризисы неравенства, изменения климата и недофинансирования госуслуг, бросаться столь значительными ресурсами безответственно с точки зрения бюджета и непозволительно с точки зрения морали.
Второй компонент представлял собой отправную точку – глобальный нижний порог корпоративного налогообложения, позволявший остановить пагубную налоговую гонку и отчасти восстановить налоговую справедливость. Договорённости G7, разрешающие транснациональным компаниям США «соскочить с крючка», подрывают даже это скромное достижение. Плохой сигнал для остального мира.
Всего две недели назад в ООН был достигнут глобальный консенсус по вопросу о необходимости укреплять международное налоговое сотрудничество и внедрять прогрессивные налоговые системы. Большинство стран проголосовали за продолжение переговоров о Рамочной конвенции ООН о международном налоговом сотрудничестве. Но правительство США недавно отказалось от участия в этих переговорах ООН, заявив, что цели предлагаемой конвенции «не соответствуют приоритетам США и представляют собой нежелательное вмешательство».
При одобрении проекта «Севильского обязательства», итогового документа Четвёртой международной конференции ООН по финансированию развития (FfD4), которая проходит на этой неделе в Испании, США оказались единственной крупной страной, воздержавшейся от участия. Когда Америке разрешают обходить и без того мягкие правила второго компонента, это не только ослабляет мультилатерализм, но и нарушает прежние обязательства, усугубляя неравенство в глобальном управлении налогами.
Участники Инклюзивной рамочной программы ОЭСР/«Большой двадцатки» должны отвергнуть сделку G7. Нельзя позволять Америке диктовать мировую политику. Это могущественная страна, но на её долю приходится менее 20% мирового ВВП.
Страны, собравшиеся в Севилье на конференцию FfD4, могут либо смириться с тем, что Америка срывает любые попытки заставить транснациональные компании по справедливости платить налоги, либо они активизируют работу над созданием в ООН новой международной налоговой системы, которая будет полезна всем. Ради мировой экономики и ради людей во всём мире им следует выбрать второй вариант.