Чем может удивить казахстанский рынок финтех из Узбекистана
Основатель платёжной системы OSON Фарход Махмудов оценивает финтех-индустрию в Центральной Азии

Последние пять лет на медиаландшафте глобально и в Центральной Азии в частности появляется всё больше упоминаний о крупных единорогах в финтех-индустрии: экспансия Kaspi, взлет Freedom Finance, становление первого единорога в Узбекистане - экосистемы Uzum, - в которую входит одноименный цифровой банк, покупка крупной платежной системы Humo большим финтехом в Узбекистане или проникновение узбекских стартапов на рынки Казахстана и ОАЭ. Такой рост публикаций, в том числе в глобальных медиа, является зеркалом интенсивного роста индустрии. Основатель платежной системы OSON Фарход Махмудов рассказывает, как ему удалось построить бизнес в нескольких странах, почему Центральная Азия может стать новым технологическим хабом, чем Казахстан привлек финтех-проект из Узбекистана и куда двигаются тренды индустрии.
Фарход, расскажите о себе и о том, как у вас возникла идея пойти в финтех.
— Интерес к бизнесу у меня появился в раннем детстве. Со школы я стремился к финансовой независимости. Вырос в простой семье и всегда ценил труд и возможность зарабатывать. Первый импульс открыть бизнес, конечно, из детства — с подачи взрослых я решил продать абрикосы, которые росли у нас в саду. Сам собрал их в ящики, нашел покупателей, продал и так заработал свои первые деньги. После школы стал обучаться финансам, затем поработал в банке, где понял, что никогда не смогу строить карьеру в найме.
Деньги всегда были для меня инструментом, чтобы осуществлять идеи. С возрастом рос интерес и масштаб этих идей. Я начал свою карьеру предпринимателя с очень простых бизнес-проектов категории «выгодно купил, удачно продал». Думаю, для узбеков, которые работали по всему Великому шелковому пути, — это историческая способность, вшитая в нас, хорошая генетика (смеется).
Сейчас мой бизнес — это, по сути, «хаб денег» в разных валютах и форматах, и мы своего рода логистика этих денежных потоков по всему миру. Самое вдохновляющее в финтехе, это то, что у него реально нет границ. Так и появилась компания OSON, первый локальный электронный кошелек в Узбекистане, который вырос в большую группу компаний с операционными офисами в Узбекистане, Казахстане и ОАЭ.
В Узбекистане у вас больше 2,5 млн пользователей. С какими сложностями вы столкнулись на пути к доверию клиентов?
— Это и правда был непростой путь: сначала мы взялись за направление, которое никому особо не было интересно, затем оказались флагманским приложением по денежным переводам за границу и два года назад чуть не потеряли весь бизнес, потому что правила рынка изменились. По пути были разные этапы, и мы с командой дважды пересобирали проект, опираясь на единственную важную цель — сделать сложные транзакции удобными для мигрантов и экспатов по всему миру. В Узбекистане, когда мы начинали, не существовало решения для трансграничных финансовых операций, и пользователи были вынуждены искать обходные пути или использовать зарубежные сервисы. Мы предложили им комфортное локальное решение.
Проекты OSON почти всегда рождаются из фидбека клиентов. Например, однажды мой знакомый геймер спросил, почему мы не добавляем возможность оплаты в PUBG Mobile. Для нас важен каждый пользователь, поэтому мы разработали функционал для этой игры. В результате услуга стала популярной среди геймеров, а OSON получил статус официального партнера Tencent Games по всем странам, где работает наш кошелек.
Вы также запустили отдельное приложение eSIM. Что вас вдохновило пойти в развитие travel-продуктов?
— Этот проект был написан шесть лет назад в записной книжке, где я рисовал планы развития компании. Тогда я только начал летать в командировки за границу. Знал, что точно запустимся и будем помогать людям путешествовать комфортнее: с хорошим интернетом и связью. Кроме того, с ростом числа экспатов в Узбекистане сильно выросла и актуальность в этом сервисе, поэтому мы и решили — надо делать. Благодаря нашей команде специалистов нам удалось реализовать этот проект, чему я очень рад. Более того, поскольку я часто нахожусь в деловых поездках, то и сам активно пользуюсь нашим продуктом.

Насколько казахстанский рынок отличается от узбекистанского?
— Главное отличие — скорость развития финтеха и принятия решений. Сейчас Казахстан, без преувеличений, уже является финансовым хабом Центральной Азии, где есть сильные игроки, такие как Kaspi и Freedom. Конкурировать с ними непросто, но именно в такой ситуации и появляются сильные продукты. Мы ищем «узкие места» и планируем предложить рынку новый полезный продукт.
С чем вы зашли на рынок в Казахстан?
— На первом этапе мы удачно развернули наш B2B-продукт Interhub — это мультиканальное IT-решение для компаний. Сейчас работает кошелек для B2C. Скоро будет доступно отдельное приложение по eSIM. Но отдельно под рынок мы готовим новый продукт, пока держим его в секрете. Мы видим хороший потенциал на стадии разработки и тестирования и попробуем конкурировать в полную силу. Отмечу, что и в Узбекистане мы тоже выходили на рынок, когда там уже сложились крупные игроки именно в платежных системах.
Кстати, в Казахстане нашим бизнесом управляет очень сильный операционный директор — Куралай Байгожанова. В Узбекистане также управляет офисом руководитель-женщина. Мы очень верим в женщин в бизнесе и поддерживаем такие истории успеха, это часть нашей культуры в компании. Также горжусь тем, что к нашей команде присоединяются и сильные локальные специалисты.
Как меняется рынок платежных решений? Какие тренды будут определять развитие финтеха в ближайшие годы?
— Финтех глобально развивается очень быстро, поэтому прогнозировать сложно. На мой взгляд, в ближайшие пять лет главными трендами станут криптокошельки и цифровые валюты. Они займут лидирующие позиции в сфере транзакций. В наш регион инновации заходят медленнее, но они неизбежны. Как бы сильно мы не ограничивали рынок регуляторикой, глобальных трендов не избежать. С ростом e-com, конкретно в странах Центральной Азии вырастет цифровизация общества, а значит, повысится и конкуренция за внимание пользователя. Сейчас многие, в том числе казахстанские сервисы, настроены на экспансию в соседние страны: это хорошая тенденция для всех рынков региона.
Как строить компании, работающих сразу в нескольких странах?
— Мой главный принцип в бизнесе — быть честным, даже в ущерб себе. Например, мы построили антифрод-систему, чтобы ежемесячно защищать свыше $1 млн средств наших пользователей. У нас до сих пор идет суд с банком «Туркистон» в Ташкенте, в рамках которого мы гарантировали интересы клиентов OSON из собственных средств.
Я читаю биографии глобальных бизнесменов и инвесторов, чтобы находить для себя новые инсайты. Кроме того, я получил ценный жизненный урок, когда на одном из первых мест работы мой руководитель и наставник, основатель «ООО Banyan Tree», дал мне совет — ценить команду сотрудников.

Что сложнее: запустить первый проект или удержать успешный бизнес на плаву?
— Сложнее удержать бизнес. Если не масштабироваться и не создавать новые продукты, наступит стагнация, и компания не сможет долго существовать. Даже успешный проект, если его не развивать, постепенно начнет терять позиции. Рынок растет, и всегда найдется предприниматель, который создаст что-то лучше. Поэтому бизнес — это постоянная работа над собой и своей командой.
Какой главный совет вы бы дали молодым предпринимателям?
— В какой-то момент вам может быть очень тяжело, и вы начнете задумываться о том, чтобы сдаться. Но именно эта точка станет началом роста. В 2018 году у OSON был кризис — не осталось ни денег, ни ресурсов. Мне говорили, что я потерял всё. Но я не сдался, и уже в 2019 году OSON стал № 1 в узекистанском сегменте App Store и Play Market.
В какой момент своей карьеры вы испытали гордость за свои достижения?
— Однажды наша антифрод-система защитила транзакцию пожилой женщины, которая чуть не потеряла пенсию из-за мошенников. Она позвонила в наш call-центр, чтобы поблагодарить OSON. В этот момент я испытал настоящую гордость, потому что мы создаем не просто бизнес, а продукт, который действительно помогает людям.