Арена будущего: какие сферы бизнеса ждет взрывной рост

Эксперты McKinsey приводят статистику, которая иллюстрирует масштаб произошедших в деловом мире перемен

Фото: © Depositphotos.com

В 2005 году не было iPhone или App Store, облачные сервисы казались абстракцией, а массовое внедрение электромобилей — вообще научной фантастикой. Сегодня эти технологии, кардинально изменившие глобальный бизнес-ландшафт, экономику и наш образ жизни, стали частью повседневности. Волну инноваций, захлестнувшую мир в последние 20 лет, возглавили технологические компании. Эксперты Глобального института McKinsey приводят статистику, которая иллюстрирует масштаб произошедших в деловом мире перемен: из 20 крупнейших компаний мира по рыночной капитализации 2005 года в топ-20 на сентябрь 2024 года остаются лишь четыре.

В 2005 году Nokia была пятой крупнейшей компанией мира, доходы которой составляли 10 % совокупной прибыли производителей мобильных телефонов и бытовой техники. К 2020-му этот показатель составил всего 0,3 %. Знаменитый производитель мобильных телефонов Blackberry в 2005 году заработал около $2 млрд. К 2010-му прибыль Blackberry выросла до $20 млрд, но уже в 2015 году снова упала до $2 млрд. В 2005 году на рынке мобильных телефонов и бытовой техники лидировала корпорация Sony (доходы в $64 млрд, или 27 % от общего объема рынка). За ней следовали LG ($41 млрд, или 17 %) и Samsung ($32 млрд, или 14 %). К 2020 году на первом месте воцарилась Apple (30 % рынка), а в тройке лидеров осталась лишь Samsung, удержавшая те же 14 % рынка. Sony и LG, которые раньше имели наибольшие доходы, в 2020-м заняли четвертое и пятое места соответственно.

Аналитики McKinsey пришли к выводу, что с 2005 года деловой мир кардинально изменили компании, работающие в следующих 12 сферах: потребительский интернет (например, Alphabet, Meta, Tencent), электронная коммерция (Amazon, JD.com, Alibaba), бытовая электроника (Apple and Samsung), биофарма (Amgen, Regeneron), промышленная электроника (Foxconn, Jabil, Flex), платежи (Visa, Mastercard, American Express), видео- и аудио­развлечения (Paramount, Disney, Netflix), облачные сервисы (AWS, Microsoft Azure, Google Cloud), производство электромобилей (BYD, Tesla) консультационные услуги (Deloitte, S&P, Experian), производство программного обеспечения (Microsoft, Oracle, Adobe) и производство полупроводников (Intel, TSMC, Nvidia).

Что отличает эти компании? По словам экспертов McKinsey, в глаза бросается резкий рост прибыльности корпораций, работающих в перечисленных сферах, в период с 2005 по 2019 год. Если в начальной точке изученные компании принесли $55 млрд чистой прибыли, то к 2019-му они принесли уже $250 млрд. Еще одна отличительная черта этих бизнесов — значительные вложения в исследования и разработку новых продуктов и услуг. В 2020 году компании из списка McKinsey привлекли 65 % всех инвестиций в научно-исследовательскую работу на американском рынке. В-третьих, 12 перечисленных McKinsey сфер были исключительно привлекательны для новичков: 33 % компаний, работающих в этих секторах по состоянию на 2020 год, в 2005-м либо вообще не существовали, либо были явными аутсайдерами. Взрывной рост позволил многим из этих корпораций стать настоящими гигантами. 74 % общей рыночной капитализации упомянутых McKinsey сфер застолбили компании с капитализацией более $50 млрд.

Цифровые технологии продолжают совершенствоваться, а значит, связанные с ними сферы бизнеса продолжат бурно расти, уверены в McKinsey. Потребители активно перемещают информацию на облачные серверы и требуют новых решений в области кибербезопасности; растут возможности применения искусственного интеллекта (ИИ); климатические изменения диктуют необходимость использования альтернативных источников энергии. Некоторые из сфер, определивших бизнес-среду последних 15 лет, будут еще некоторое время развиваться теми же темпами, отмечают аналитики. Уровень проникновения интернета в развивающихся странах составляет всего 35 % (в развитых — 80%). Это значит, что у таких секторов, как электронная коммерция и цифровая реклама, большие перспективы.

Вместе с тем по мере роста благосостояния населения Земли появится большой спрос на инновационные бизнес-решения и в других отраслях (к примеру, здравоохранение и жилая недвижимость). Эксперты McKinsey выделили 18 сфер, в которых, вероятно, сосредоточится рост в среднесрочной перспективе, до 2040 года. Их можно разбить на три группы. В первую включены те сектора бизнеса, которые стали активно развиваться в начале 2000-х. Во вторую вошли смежные сферы, которые также ждет динамичный рост. В третью группу эксперты включили новые отрасли, имеющие высокий потенциал к развитию и демонстрирующие это уже сегодня.

Разумеется, невозможно предсказать, как конкретно будут развиваться перспективные сегодня сферы. На рыночную конъюнктуру может повлиять огромное число внешних факторов. Одним из наиболее значимых в McKinsey считают геополитику. Если отношения между странами продолжат ухудшаться, то пострадает сотрудничество в области новых технологий. Страны будут развивать эти технологии параллельно, что усложнит жизнь цифровому бизнесу. Возможно, фрагментируется Всемирная паутина и интернет станет не глобальным, а регио­нальным. Многое будет зависеть от темпов внедрения ИИ и скорости перехода на зеленые технологии. Как бы то ни было, технологический прогресс неумолим. Это означает, что у бизнеса появятся новые возможности.

Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
Выбор редактора
Ошибка в тексте