Адвокат Бишимбаева: Судья неправильно отбирала присяжных
В Астане началось первое заседание суда апелляционной инстанции по делу Бишимбаева и Байжанова

26 июня в суде Астаны началось заседание апелляционной инстанции по уголовному делу в отношении Куандыка Бишимбаева, которого приговорили к 24 годам лишения свободы за убийство своей гражданской супруги Салтанат Нукеновой.
Учитывая повышенный общественный интерес к судебному разбирательству, в Верховном суде решили продолжать онлайн-трансляцию судебных заседаний.
Первое слово предоставили заявителю апелляции, адвокату Бишимбаева Ерлану Газымжанову. Защитник начал свою речь с напоминаний за что и по каким статьям осужден его подзащитный, это истязания в отношении материально зависимого лица, за которые Бишимбаев получил 7 лет лишения свободы, и убийство с особой жестокостью, за что ему назначили еще 20 лет. По совокупности, путем частичного сложения ему назначили 24 года лишения свободы в учреждении максимальной безопасности.
— Я, как адвокат Бишимбаева, не согласен с данным приговором, считаю его незаконным и подлежащим изменениям в части «убийство» с переквалификацией на статью 106 — «причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшей» и снижения наказания в соответствии с измененной квалификацией. По статье «Истязания», считаю, что приговор подлежит отмене и дело подлежит направлению на новое рассмотрение, в ином составе, со стадии назначения главного судебного разбирательства, — отметил Газымжанов.
Адвокат считает, что изменение и отмена приговора возможны, так как «судом первой инстанции были допущены нарушения, перечисленные в части второй статьи 662 УПК»:
- необоснованное исключение из разбирательств допустимых доказательств;
- необоснованные отказ стороне в исследовании доказательств;
- исследование судебного заседания фактических данных, недопустимых в качестве доказательств;
- существенное нарушение уголовно процессуального закона;
- нарушения, которые повлияли или могли повлиять на постановление правосудного приговора, допущенные при формировании коллегии присяжных заседателей,
- обсуждение вопросов, которые не подлежали обсуждению в присутствии присяжных заседателей, и нарушения при проведении судебных прений.
Газымжанов уточнил, что закон позволяет судебной коллегии без возврата дела в суд первой инстанции своим решением применить к осужденному статью о менее тяжком преступлении, снизить наказание и направить дело на новое рассмотрение.
Затем Газымжанов сообщил, что в своей апелляционной жалобе он указал 20 пунктов нарушений, которые были допущены судом первой инстанции. И первое, как считает адвокат, «существенное и серьезное нарушение» суд допустил при формировании коллегии присяжных заседателей.
— Одна из стадий, которую судья не прошла, — жеребьевка. На этой стадии мы должны отобрать ровно 17 кандидатов, а к тому моменту у нас был 21 кандидат. В законе конкретно написано: «Если в результате выполнения требований статьи 642 для участия в судебном заседании осталось более 17 кандидатов присяжных заседателей, председательствующий объявляет число оставшихся кандидатов, после чего опускает в урну билеты с указанием их фамилий, перемешивает и извлекает из нее лишние билеты для того, чтобы в урне остались фамилии 17 кандидатов. Судья на этой стадии самоличным решением начала выявлять, у кого есть дети — именно сыновья приблизительного возраста с подсудимыми, и, таким образом, из 20 кандидатов она отвела четырех кандидатов, у троих из них были сыновья приблизительно одного возраста с подсудимыми. В протоколе судебного заседания это не отображено, там написано, что якобы эти четыре человека заявили самоотвод, хотя стадия самоотвода уже прошла, но аудио- и видеофиксация имеется, — аргументировал свою позицию адвокат.
Газымжанов считает, что уже на этой стадии «судья помогала стороне обвинения», «чтобы у подсудимых было меньше шансов получить справедливый приговор». Адвокат считает, что уже по этим основаниям приговор должен быть отменен.
Судебный процесс по делу экс-министра национальной экономики и директора «Гастроцентра» Бахытжана Байжанова начался 11 марта 2024 года и завершился 13 мая 2024 года. Он проходил с участием присяжных заседателей и транслировался в прямом эфире.