Новый проект генплана Астаны: третья кольцевая дорога, LRT и деловые центры

12123

Новый план развития столицы Казахстана рассчитан до 2035 года

Фото: © unsplash.com/Viktor Hesse

Численность населения столицы Казахстана стремительно растет, и действующий генплан по ее развитию был запроектирован с расчетом, что до 2030 года в Астане будет насчитываться 1 220 000 жителей. Однако этот показатель уже сегодня преодолен, и по поручению президента РК Касым-Жомарта Токаева планы по развитию были пересмотрены. В среду, 16 августа, состоялась презентация проекта нового генплана Астаны, рассчитанного до 2035 года, сообщает «Казинформ».

Проект в ходе общественных слушаний презентовал заместитель директора ТОО «Научно-исследовательский проектный институт (НИПИ) «Астанагенплан» Серик Абдрахманов.

«В данное время проект генерального плана находится на стадии согласования. По действующему генеральному плану от 2016 года, он был у нас запроектирован до 2030 года, численность населения рассчитывалась до 1 220 000 человек, но на начало 2022 года численность населения уже составляет 1 240 000 человек. Ежегодный прирост населения города - более 50 000 жителей, в связи с чем дано поручение сделать новый генеральный план с учетом роста населения», - объяснил Серик Абдрахманов.

Спикер отметил, что по новому генеральному плану город поделен на 148 планировочных секторов для обеспечения населения объектами обслуживания и жизнедеятельности.

«Планировочный сектор - крупная городская территория, состоящая из нескольких жилых кварталов. Принципы планировочного сектора – пешеходная доступность общеобразовательных школ, детсадов, предотвращение пересечения детьми общегородских магистралей с интенсивным движением транспорта. Обеспечение населения города, в том числе детей, пожилых людей, маломобильных групп населения, учреждениями обслуживания в радиусе безопасной пешеходной доступности», — пояснил Серик Абдрахманов.

Замдиректора «Астанагенплана» также отметил, что в настоящее время в городе насчитывается 133 общеобразовательные школы, до 2035 года проектом генплана предусматривается строительство дополнительно 164 школ, из них в 2022 году уже введено в эксплуатацию 15 школ, к 2025 году будет введено 74 школы, к 2035 году - 75 школ.

«На сегодняшний день на территории города функционируют 429 детских дошкольных учреждений. На 2035 год генпланом предусмотрено строительство дополнительно 178 детских учреждений. Также сейчас в городе функционируют 39 гособъектов здравоохранения. К 2035 году генпланом дополнительно предусмотрено строительство еще 93 объектов. Сегодня у нас 11 пожарных депо, к 2035 году дополнительно еще 17 планируется построить», - сообщил Серик Абдрахманов.

С ростом столицы увеличивается и население близлежащих населенных пунктов.

Как стало известно, на сегодня в радиусе 30-километровой зоны от столицы расположено 39 сельских населенных пунктов с прогнозной численностью населения 283 тысячи человек.

«Уровень маятника миграции составляет 85 тысяч человек. Это получается [ездят] в город и обратно 85 тысяч человек. В 60-километровой зоне от города Астаны расположены 50 сельских населенных пунктов, проектная численность населения - 83 тысячи человек. Уровень маятниковой миграции составляет 11 тысяч человек в год», — проинформировал Серик Абдрахманов.

Он также отметил, что общая ежедневная миграция в 60-километровой зоне составляет 96 тысяч человек.

«Для улучшения ситуации с маятниковой миграцией необходимо параллельно развивать территорию астанинской агломерации в соответствии с проектными решениями, созданием мест приложения труда и улучшения качества жизни», — подчеркнул Серик Абдрахманов.

В ходе общественных слушаний также были презентованы новые проекты, планируемые к реализации.

В частности, было отмечено, что в Астане близится к завершению формирование второй кольцевой дороги и планируется создание третьей в черте урбанизированной территории.

«Вы же видите, что наш город имеет радиально-кольцевую структуру по своему планировочному решению, то есть несколько колец. Первое – большое наружное кольцо (кольцевая автодорога), обводное К-1, и мы в прошлом генплане предлагали еще внутреннее кольцо – малую кольцевую дорогу. В этом генплане мы предлагаем еще третье кольцо между большим и малым кольцом», - поделилась данными главный специалист группы городского транспорта ТОО «Научно-исследовательский проектный институт «Астанагенплан» Акмарал Темирова.

Вместе с тем она уточнила, что большая кольцевая дорога К-1 уже действует, малая кольцевая - сформирована на 70%, теперь будет создаваться третья кольцевая дорога.

«Третье кольцо... будет идти по границе урбанизированной территории, то есть на границе застройки. Это делается для того, чтобы обеспечить внутригородское транзитное передвижение. Для того чтобы быстро переехать с одного края в другой, не заезжая в город, сейчас пользуются в основном большим обводным К-1, но на это люди много времени тратят – пока выедут на это кольцо. Поэтому мы предлагаем по границе урбанизированной территории создать еще одно - третье кольцо. Этот проект еще не запущен, мы пока его обосновываем. Эта кольцевая будет пролегать через Промзону, охватывать юго-восточную часть города, потом южную часть, поселок Тельмана, далее через Талдыколь в Ильинку и будет выше подниматься до Коктала», - пояснила Акмарал Темирова.

Кроме того, в проекте нового генплана предусмотрено возведение транспортно-пересадочных комплексов на всех больших въездах в Астану.

«Мы предлагаем создание транспортно-пересадочных узлов на пересечении радиальных направлений. К примеру, один такой транспортно-пересадочный узел мы предлагаем создать в районе новой мечети. Иначе это называется «проект деловых районов». Такие узлы будут в себя включать не только транспортную инфраструктуру, то есть перехватывающие паркинги, терминалы, станции ЛРТ, станции БРТ (автостанции), но и спортивно-развлекательные комплексы, бизнес-центры, торговые залы», - перечислила Акмарал Темирова.

Транспортные узлы будут создаваться на всех больших въездах в город.

«К примеру, если человек едет из Косшы, приезжает на транспортный узел, оставляет свой транспорт, затем пересаживается на общественный транспорт и едет дальше уже в город. Эти узлы будут построены на всех пересечениях радиальных входов в город. Это направление из Косшы, Коргальжинского шоссе, въезды с костанайского направления, кокшетауского направления, карагандинского направления. Будут охвачены все основные направления в город», — уточнила Акмарал Темирова.

Представитель «Астанагенплана» отметила, что транспортно-пересадочные узлы будут собирать на себя всю транспортную нагрузку из пригородной зоны.

«У этого проекта расчетный период – 2035 год. Но мы охватили до 2050 года, потому что к 2035 году город не может физически реализовать все, что необходимо. К 2050 году будет приличная нагрузка, численность населения будет увеличиваться, и нам нужно индивидуальный транспорт максимально убирать из города, чтобы разгрузить улично-дорожную сеть, чтобы уменьшить количество автомобилей в городе», — добавила Акмарал Темирова.

В свою очередь ведущий архитектор НИПИ «Астанагенплан» Азамат Ошахметов уточнил, что «деловые центры» будут построены в шести точках при въезде в столицу.

«К примеру, у нас из Павлодара и Костаная в день где-то 100 тысяч человек приезжает. Чтобы не создавать нагрузку в центре города, предлагаем такие проекты. Там внутри будут бизнес-центры, паркинги, гостиницы, супермаркеты, ТРЦ, возможно, будут ЦОНы, налоговая, чтобы было удобно приехать сюда, решить все свои дела и уехать», - пояснил он.

По словам представителей «Астанагенплана», в ближайшее время в Астане построят 64 новые транспортные развязки.

«Сейчас число транспортных развязок на пересечениях магистральных улиц и дорог составляет 21. На долгосрочную перспективу к 2035-2050 годам запланировано еще 64 новых сооружения. В ближайшее время планируется несколько развязок на пересечении малой кольцевой дороги. Это та дорога, которую мы сейчас строим», — сказала Акмарал Темирова.

По дополнительным направлениям будут развивать проект LRT.

«LRT у нас разбито на три очереди. Строящаяся ветка от аэропорта до нового вокзала запланирована к 2023 году. Естественно, мы понимаем, что оно не будет работать только в этом направлении. Нам надо «вытащить» его в город, и мы даем на 2035 год еще одну ветку до старого вокзала, их пересечение будет в районе ТРЦ «Азия парк». Третью очередь мы даем на 2050 год. Это дальняя перспектива. Она будет в сторону Коргалжинской трассы до третьего кольца (кольцевая дорога) возле поселка Ильинка», - сказала Акмарал Темирова.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить