Женское предпринимательство в Казахстане: видимость успеха

23578

Республика Казахстан приняла ряд обязательств по устранению гендерного неравенства в масштабе страны. В числе мер и поддержка женского предпринимательства

Иллюстративное фото: © Depositphotos/Gaukhar-Yerk

Тем не менее число женщин, получающих гранты и кредиты, составляет менее трети от общего числа получателей, а представленность женщин в бизнесе приходится прежде всего на малый и микробизнес. На крупных, средних, малых предприятиях мужчины лидируют по всем видам деятельности, тогда как женщины большей частью не создают дополнительные рабочие места, а больше обеспечивают собственную занятость.

Усугубляет ситуацию и существующая статистика, в рамках которой не ведется раздельный учет вклада в ВВП мужчин и женщин во всех отраслях, в том числе в сфере малого и среднего предпринимательства.

При этом женщины, развивая бизнес в стране, сталкиваются с гораздо большим грузом проблем, нежели мужчины. Во-первых, это распределение ролей в семье, что влияет на недостаток времени, знаний и средств женщин, во-вторых, социально-культурный контекст, который как на уровне общественных, так и на уровне личных установок ограничивает стремление женщин достичь успеха в бизнес-сфере.

Женское предпринимательство в Казахстане: основные показатели

Почти половина субъектов МСП в Казахстане возглавляются женщинами (49%), и они составляют значительную долю в индивидуальных предпринимателях (59%). Участие женщин в юридических лицах составляет 29%, в крестьянских хозяйствах - 27%. И хотя эти данные свидетельствуют о заметном участии женщин в предпринимательской сфере страны, можно предположить, что женщины представлены в большинстве в малом предпринимательстве и менее в среднем предпринимательстве, где требуется больший размер капитала.

Основные показатели малого и среднего предпринимательства в Казахстане

Показатель

Всего

В том числе

Юрлица

ИП

КХ

Всего субъектов МСП

1 818 764

343 508

1 234 536

240 720

Субъекты МСП, возглавляемые женщинами

891 904

99 906

726 885

65 113

%

49,04

29,08

58,88

27,05

Всего занятых в МСП

4 106 991

2 106 098

1 678 463

322 430

Занятых в МСП, возглавляемых женщинами

1 385 806

586 870

719 589

79 347

%

34

28

43

25

Также важно обратить внимание на процент занятых на субъектах МСП, возглавляемых женщинами, который составил 34% из всех занятых на субъектах МСП. То есть женщины большей частью не создают дополнительные рабочие места, а больше обеспечивают собственную занятость. Например, количество индивидуальных предпринимателей-женщин (719 тыс. человек) практически соответствует количеству занятых в ИП (726 тыс. человек).

Таким образом, можно говорить и о том, что потенциал женщин-предпринимателей в создании дополнительных рабочих мест и предприятий среднего предпринимательства задействован недостаточно.

Региональный разрез женского предпринимательства в Казахстане

Больше всего юридических лиц, возглавляемых женщинами, зарегистрировано в городах Алматы (30 тыс.) и Астана (20 тыс.). В других регионах количество юрлиц, возглавляемых женщинами, значительно меньше, например, на третьем месте город Шымкент (5,4 тыс.).

Лидерами по количеству индивидуальных предпринимателей - женщин также являются Алматы (109 197 ИП) и Астана (79 623 ИП), Туркестанская область (55 141 ИП) и город Шымкент (50 887 ИП).

Наибольшее количество крестьянских (фермерских) хозяйств (КХ), возглавляемых женщинами: Туркестанская область (18 065 КХ), Алматинская область (7 889 КХ) и Жамбылская область (6 380 КХ).

Самое меньшее количество юридических лиц, возглавляемых женщинами, зарегистрировано в областях Улытау (494), Жетысу (1251) и Абай (1281).

Регионы с наименьшим количеством индивидуальных предпринимателей (ИП) — это области Улытау (8 192), Жетысу (18 375) и Северо-Казахстанская область (10 804).

В области Улытау наименьшее количество зарегистрированных ИП, возглавляемых женщинами, однако их 37 на 1000 человек, что превышает другие регионы. Например, в Павлодарской области на 1000 человек приходится 26 ИП, в Жетысу - 26 и Северо-Казахстанская области - 20 ИП.

Если не учитывать города республиканского значения, наименьшее количество крестьянских (фермерских) хозяйств (КХ) приходится на Мангистаускую (980 КХ), Атыраускую (941 КХ) и область Ұлытау (933 КХ).

Города республиканского значения и густонаселенные регионы являются драйверами роста субъектов малого и среднего предпринимательства, возглавляемого женщинами. Вновь созданные регионы, такие как области Абай, Жетысу и Улытау, также демонстрируют рост. В то же время есть существенный разрыв в статистике субъектов малого и среднего предпринимательства, возглавляемого женщинами, между регионами, что свидетельствует о значительном незадействованном потенциале женского предпринимательства в регионах.

Женское и мужское предпринимательство в Казахстане: видимые расхождения

По оценкам, вклад женского предпринимательства в ВВП РК составляет до 40%. Однако раздельный учет вклада в ВВП мужчин и женщин во всех отраслях, в том числе в сфере малого и среднего предпринимательства, Национальным бюро статистики не ведется.

Тем не менее сделать вывод об отсутствии реального равноправия на поприще предпринимательства можно на основе того, что на крупных, средних, малых предприятиях мужчины лидируют по видам деятельности. На крупных, средних предприятиях численность мужчин составляет 1501,8 тыс., тогда как женщин - 1296,2 тыс. То есть женщины-предприниматели заняты в большей степени в малом бизнесе.

В более крупных, масштабных и более прибыльных индустриях и отраслях бизнеса с более высокой добавленной стоимостью женщин гораздо меньше, чем мужчин.

Отдельно стоит указать, то, что мужчины в Казахстане зарабатывают на 21,7% больше, чем женщины, в тех же сферах деятельности. К примеру, в Бельгии разрыв равен 3,4%, в Норвегии - 4,8%, ФРГ - 5,6%, Израиле - 22,7%, Южной Корее - 31,5%.

Очевидна и разница в поддержке бизнеса по гендерному признаку со стороны государства. Доля женщин-предпринимателей, получающих финансовую поддержку от государства, составляет 32%. Это льготное банковское кредитование и предоставление грантов. Тогда как уровень оказываемой нефинансовой поддержки, реализуемой с участием женщин-предпринимателей, составляет 45%.

И хотя в СМИ представлены различные данные о размерах и мерах государственной поддержки женского предпринимательства и существуют различные инициативы по поддержке женского предпринимательства как со стороны международных финансовых институтов (АБР, ЕБРР), частных компаний (Visa, Coca-cola и т.д.), так и государства («Даму», Отбасы банк, НПП «Атамекен»), сведения носят хаотичный характер, отсутствует целостный подход к формированию данных и их дальнейшему использованию в целях оценки и принятия решений по улучшению бизнес-среды для женщин-предпринимателей.

Основные проблемы развития женского предпринимательства

Ограничивают развитие женского предпринимательства в Казахстане те же проблемы, которые испытывают и мужчины, развивая бизнес в стране. Тем не менее в отношении развития женского предпринимательства существуют еще два важных аспекта, которые вкупе делают задачу еще более сложной.

Распределение ролей в семье, что влияет на недостаток времени, знаний и средств женщин

В Казахстане женщины в три раза больше времени тратят на работу по дому, чем мужчины. Временные затраты женщин, связанные с домашними обязанностями, зачастую ведут к отсутствию финансовых сбережений, недостатку времени для занятия бизнесом, снижению привлекательности в качестве сотрудника («штраф за материнство»). Иначе говоря, речь идет о неоплачиваемом домашнем труде, который, отнимая время и силы женщин, по сути, препятствует их реализации.

Отдельно стоит указать, что общая для всех предпринимателей проблема, связанная с финансированием, получением кредитов, здесь получает большую остроту, что связано с большей вовлеченностью женщин в домашние дела. Данная ситуация зачастую отражается и на нехватке твердых бизнес-знаний, навыков и компетенций, отсутствии необходимого опыта работы в бизнесе.

Здесь также стоит отметить и такие усугубляющие ситуацию тренды, как рост числа монородительских семей, низкий уровень вовлеченности мужчин в воспитание детей, рост числа случаев по проблемным алиментам: с 2016 по 2020 год - на 9,8%. Так, данные исследования 2021 года демонстрируют, что если уровень самостоятельного взаимодействия с ребенком со стороны матери составляет 38%, то отцов – 2%.

Социально-культурный контекст, который отражается как на общественных, так и на личных установках женщин

Если вести речь об обществе, то широкая распространенность гендерных стереотипов в отношении бизнеса как мужской профессии ограничивает деятельность женщин в предпринимательстве на одном уровне с мужчинами как бизнес-партнеров, в том числе в представлении общества и власти. Это, в свою очередь, отражается на недостаточности стимулирующих условий для роста женских предприятий в некоторых сферах экономики, в частности сельскохозяйственной сфере.

Кроме того, женщины и сами испытывают трудности социально-психологического характера, связанные с неуверенностью в собственных силах, недостатком жесткости и мотивации, поскольку женщинам не менее чем финансовая, необходима моральная поддержка, мотивация и поддержка окружения, истории успеха других женщин.

Отдельно стоит отметить, что согласно исследованиям, для женщин-предпринимательниц большое значение имеет поддержка семьи, тогда как в казахстанских реалиях мужчины значимо чаще, чем женщины, поддерживают убеждение о том, что женщины должны заботиться о детях и выполнять домашние обязанности.  Кроме того, значительная часть как мужчин (39%), так и женщин (36%) не разделяют мнение о том, что мужчины должны делить работу по дому с женщинами, например мыть посуду, убирать или готовить.

Указанные факты отражаются, среди прочего, на том, что сегодня основной мотив прихода большинства женщин в бизнес в Казахстане — это потеря места работы, вынужденная мера или успешное стечение обстоятельств, а не сознательное решение или выбор.

Выгоды развития женского предпринимательства

Развитие предпринимательства – это важный фактор в борьбе за равенство полов, и, как отмечают исследователи, самостоятельная женщина, которая способна зарабатывать, заниматься своим развитием, достигать свои цели, не будет молча сносить насилие в любом его проявлении.

При этом поддержка женского предпринимательства нужна не столько с точки зрения более уязвимых позиций женщин, но и в силу понимания того, что женщины – это незаменимый ресурс роста экономики.

Женский бизнес чаще ориентирован на социально направленные отрасли и сферы предоставления услуг, которые могут помочь другим, - здравоохранения, образования и социального обеспечения. Женщины чаще всего разворачивают стартапы на основе той проблемы, с которой сталкиваются сами. Так, они реинвестируют более 90% своих доходов в свои семьи и в образование своих детей, то есть инвестиции в женский бизнес по сути являются вложением в улучшение общества. Женское предпринимательство имеет долгосрочный позитивный эффект с точки зрения снижения бедности и безработицы в стране, а также развития человеческого капитала.

По данным Глобального института McKinsey, продвижение равенства женщин может увеличить годовой рост мировой экономики на $28 трлн к 2025 году. Для стран Центральной Азии и Восточной Европы продвижение гендерного равенства приведет к приросту в 9% к ожидаемому росту ВВП. Если мы взглянем на традиционный прогноз роста ВВП, представленный Министерством национальной экономики к 2025 году, и добавим прогноз McKinsey, с учетом продвижения гендерного равенства, то темпы роста ВВП практически утроются. Это означает, что дополнительный вклад в экономику при равном участии женщин составит 14,3%, или 4,5 триллиона тенге.

Темпы роста ВВП в%,  Казахстан

2020

2021

2022

2023

2024

2025

-2,6

4,3

3,2

5

4,5

5,3

14,3%  или 4,5 триллиона тенге

Что необходимо предпринять?

Безусловно, для развития женского предпринимательства необходим комплекс мер, которые будут касаться и государства, и общества, и отдельно взятых граждан, как мужчин, так и женщин.

С точки зрения государства, речь идет о более точном понимании ситуации в сфере. В этой связи в первую очередь необходимо ввести определение женского предпринимательства по факту владения бизнеса. На сегодняшний день участие женщин в среднем бизнесе определяется по количеству женщин, руководящих ТОО. Однако учредителями таких юридических лиц могут выступать мужчины, и, таким образом, мы имеем искаженную статистику.

Также для точного определения вклада женского предпринимательства в экономику необходимо вести в статистике раздельный учет вклада МСБ в ВВП в гендерном разрезе

Не менее важным представляется проведение ежегодного анализа мер государственной и негосударственной поддержки МСБ женского предпринимательства для определения структурных барьеров для развития женского предпринимательства.

С точки зрения общества, важным является изменить умонастроения, искоренить стереотипы, согласно которым место женщины – прежде всего дома и в семье, в роли матери, жены, воспитателя детей и сиделки. И это касается не только реализации программ расширения гендерного многообразия и реформ кадровой политики. Для создания устойчивых изменений перемены должны затронуть все: стереотипы, предубеждения, умонастроения, организационную культуру.

При этом, как указано в докладе GEM, женщины могут добиваться таких же успехов, как и мужчины в тех же сферах экономики, которые общепринято считать мужскими, в частности в промышленности. В связи с этим одной из рекомендаций является пересмотр программы господдержки, с акцентом на тех секторах экономики, где присутствие женщин меньше.

Необходимо обратить особое внимание на объективные экономические возможности женщин, проживающих в сельской местности, которые зачастую испытывают проблемы с доступом к государственным ресурсам и услугам, которые сегодня создаются для женщин-предпринимателей в Казахстане. Согласно статистике, доходы каждой третьей женщины, проживающей в сельской местности, зависят от ведения натурального хозяйства и не позволяют женщинам инвестировать в свое развитие и осуществление активной предпринимательской деятельности.

В ходе проведенного МОТ обследования компаний в разных странах мира были выявлены 16 первоочередных мер, способных содействовать продвижению женщин в области бизнеса и менеджмента. В основном были представлены меры, связанные с повышением уровня квалификации женщин, их профессиональной подготовкой и наставничеством. В пятёрке главных мер также значилось признание роли женщин и их поддержка.

Шолпан Аитенова, директор Zertteu

Айман Жусупова, руководитель проектов Eurasian Center for People Management

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить