Кто ходит в казахстанские театры и сколько зарабатывают артисты

22610

Forbes Woman Kazakhstan поговорил с руководителями крупнейших театров страны

Фото: © Depositphotos.com/danr13

Театральное искусство можно по праву считать визитной карточкой современных городов, ведь туристы часто первым делом проверяют местный репертуар, а в культурных столицах мира билеты на спектакль расходятся задолго до премьерного дня. В Казахстане сегодня зарегистрировано 64 театра (по данным Казстата). Больше всего их в Алматы – 16, на втором месте Астана – 6. В прошлом году было поставлено почти 14 тыс. спектаклей, которые посетили более 2,4 млн зрителей. Forbes Woman Kazakhstan поговорил с руководителями крупнейших театров страны и узнал, как у нас развивается один из самых древних видов искусства.

Больше и моложе

В последние несколько лет наблюдается рост зрительского интереса, одного из основных показателей успешности театра, который определяется заполняемостью зала. В Казахском государственном академическом театре оперы и балета им. Абая (ГАТОБ), который в следующем году отпразднует свой 85-летний юбилей, по словам директора Аскара Бурибаева, в октябре 2017 заполняемость составила 100%. Согласно внутренней оценке ГАТОБ, продажа билетов за последние два сезона выросла на 40%.

- У меня нет точных цифр, но, по моему личному мнению, вот уже два года как наблюдается подъем зрительского интереса, – говорит Бурибаев. – Несколько лет назад говорили, что в рабочие дни очень сложно заполнить зал, если спектакль начинается в 18.30. Сейчас уже в 17 часов из 790 мест свободны только 100, а есть люди, которые оставляют покупку билета на последний момент.

В Государственном академическом русском театре драмы им. М. Лермонтова, основанном в 1933-м, заполняемость зала – 57% (средний показатель за весь год по итогам 2016).

- Пять-семь лет назад многие театры сталкивались с проблемой старения зрителя. Сегодня же ситуация меняется в лучшую сторону: у нас с 2013 года стабильно растет сегмент аудитории в возрасте от 18 до 35 лет, – говорит Юрий Якушев, директор театра.

Причиной стало решение внедрить систему электронной продажи билетов – театр им. Лермонтова четыре года назад стал первым сотрудничать с онлайн-платформой «Тикетон». Понимая, что молодое поколение большую часть времени проводит в Сети, здесь создали отдел, ответственный за присутствие в интернете. Сегодня 27% билетов продаются онлайн.

В театре оперы и балета «Астана Опера», открытом в столице по инициативе президента четыре года назад, возраст зрителей колеблется между 30 и 50 годами. Но, как отмечает директор театра Галым Ахмедьяров, в городе очень много молодежи, студентов. Посещая театр, они смотрят концерты «От барокко до рока», «Джаз в опере».

- В глобальном смысле публика сейчас сильно изменилась, что связано с веком новых технологий: люди стали нуждаться в более зрелищных представлениях. Мы должны учитывать пожелания аудитории, отвечать ее запросам, создавать спектакли с использованием последних технологических новшеств, – добавляет Ахмедьяров.

Он отмечает, что театр – это мультижанр, где на сегодняшний день представлены новые направления, наиболее популярными из которых являются театры огня, живых статуй, ходулистов, теней. Оперный же театр более консервативный.

- Новшества могут коснуться сценографии, но к музыкальному наследию великих композиторов мы относимся очень бережно, – говорит руководитель. – Что касается сценографии, то у нас декорации выполнены с учетом всех последних разработок. В спектаклях используются современные технологии, в частности 3D, позволяющие создавать удивительные эффекты на сцене. В этом плане театр ничуть не уступает кино.

Самые дорогие билеты в государственных театрах, как правило, стоят 5 тыс. тенге, средняя цена – 1,5–2 тыс.

-В театр обычно не ходят по одному, как минимум два человека. Помимо самого билета зрителю нужно потратить деньги на проезд (около 1 тыс. тенге на такси, потому что спектакли заканчиваются поздно), посетить театральный буфет (еще 1 тыс.). Получается, что у семьи уходит примерно 5 тыс. тенге на один поход в театр. Мы надеемся, что если им понравится, люди придут еще раз. Поэтому цены держим демократичными, – объясняет Якушев.

У людей с большим достатком, по словам Бурибаева, есть возможность летать в другие города и страны, смотреть спектакли в Вене, Лондоне, где цена на билет может превышать € 700.

- Конечно, если у нас какая-то компания арендует зал, привозит артистов, то сама выставляет цены. В таком случае билеты могут стоить и 40 тыс. тенге. Наша публика очень любит приезжих артистов, даже если они не всегда ставят качественные спектакли, – говорит директор.

Кадровый вопрос

Государственные театры находятся в подчинении у Министерства культуры и спорта, с которым согласовывают репертуар. В год ставится примерно от четырех до шести премьерных спектаклей в зависимости от возможностей творческого состава и финансирования. Основной проблемой являются низкая заработная плата, причем как у артистов, так и у работников обслуживающих цехов и администрации. Руководство старается осуществлять надбавки за счет спонсорских денег и средств от продажи билетов. Генеральными спонсорами трех театров выступают крупные банки: у ГАТОБ – Qazkom, у им. Лермонтова – Сбербанк, у «Астана Опера» – Народный банк.

70% наших средств – субсидии государства, 30% – собственный доход, куда входят и деньги от партнеров, – рассказывает Якушев. – Последний раз служащим театра повышали зарплату в 2012. Мы стараемся индексировать, но даже при этом инженеры, к примеру, могут перейти в бизнес-структуры, где платят в разы больше.

Конкуренцию внутри рынка руководители театров называют только здоровой.

- В конкурентной среде растет хороший артист, – считает Бурибаев. – В Астане недавно создали большую академию балета, куда набрали много молодежи. Когда эти дети вырастут, у нас будет больше артистов, что только повысит качество.

«Астана Опера», будучи молодым театром, создала для творческих коллективов выгодные условия труда и тем самым привлекла специалистов из других городов.

- Мы решаем вопросы жилья, у труппы есть возможность работать с прославленными мировыми режиссерами, дирижерами, – говорит Ахмедьяров.

- Единственный университет в Алматы, который готовит кадры для драматических театров, – это академия искусств Жургенова, – объясняет руководитель театра им. Лермонтова. – Благодаря ей мы имеем возможность обновлять творческий состав. Иногда приглашаем артистов из России, где выпускники театральных учреждений Москвы или Питера порой не могут устроиться в статусные театры. Мы тогда получаем молодого артиста с хорошей школой, а актер – возможность практики и профессионального роста.

Своя дорога

Один из немногих коммерчески успешных независимых театров страны – алматинский «АРТиШОК», образованный 17 лет назад группой актеров, ушедших из государственных театров. Не имея бюджета на рекламу и постоянного спонсора, «АРТиШОК» смог добиться узнаваемости в городе и заручиться доверием аудитории. В октябре этого года театр открыл новую Большую сцену со 150 местами.

Анастасия Тарасова — управляющий директор театра «АРТиШОК»
Фото: Алексей Попов
Анастасия Тарасова — управляющий директор театра «АРТиШОК»

- Мы давно хотели иметь большую площадку. Но пока мы не решили все проблемы, связанные с нашим первым домом (Малая сцена), не могли искать новое место. В прошлом году актерская команда увеличилась сразу на семь человек. Теперь, когда все 25 членов общей команды находятся в пространстве, где зрительный зал рассчитан на 60 мест, становится объективно тесно, – говорит Анастасия Тарасова, управляющий директор театра.

Определившись с помещением для новой сцены, «АРТиШОК» создал кампанию «Театр строит театр» и за лето собрал необходимые средства на ремонт. Через краудфандинг-платформу start-time.kz удалось собрать 4,2 млн тенге, половину этой суммы внесла компания CINEMAX. Среди других бизнесов, спонсировавших проект, – Банк Астаны (3,5 млн тенге), «Теле2» (1 млн), Aviata (500 тыс.). Самый большой вклад в строительство внесла Astana Motors – 9,5 млн тенге. 1 млн был собран через специальный бокс в театре и за счет личных взносов зрителей, 5 млн «АРТиШОК» заработал самостоятельно.

- Это не было благотворительностью со стороны компаний. С каждой у нас коммерческие партнерские отношения, – отмечает Тарасова. – С Astana Motors планируются проекты по нативной рекламе, с Банком Астаны сняли видеоролики, в которых актеры читают отрывки из мировой литературы о деньгах и финансах.

Существовать за счет самоокупаемости получалось на Малой сцене, но, как говорит Тарасова, бизнес-модель театра после расширения все еще в стадии тестирования.

- На старой площадке мы выявили для себя оптимальную формулу, по которой нужно играть 15 спектаклей в месяц, чтобы через продажи билетов покрывать основные расходы. Наши маркетинговые активности при этом нацелены на продажу каждого билета. Но мы, грубо говоря, «работали в ноль», – рассказывает директор.

Дополнительные виды заработка возникают в случае сотрудничества с международными организациями, когда через театральный язык компании реализовывают свои программы в Казахстане. Так, совместно с Программой развития ООН в Казахстане был создан спектакль «История уродства». Организация получает распространение своей идеи в массы, а «АРТиШОК» – финансирование проектов и реализацию своих творческих идей.

Сотрудники театра зарабатывают в среднем 100–120 тыс. тенге в месяц, причем меньше всех получают актеры. Им платят только за выход на сцену, который оценивается в 10 тыс. тенге.

- На самом деле должны быть и заработная плата, и гонорар, потому что актеры тратят большое количество времени на репетиции. Но, к сожалению, пока не удается объективно покрыть эти трудозатраты, – дополняет Тарасова.

Содействие государства, по мнению Тарасовой, необходимо для лучшей связи между городами и регионами. Независимые театры зачастую даже не знают о существовании друг друга. Организовывать гастроли или выездные мастер-классы – дорого: «За 17 лет мы 25 раз выезжали в Европу на фестивали, но ни разу не были в других городах Казахстана».

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить